Киевскому мотозаводу исполнилось 75 лет — uzkinobiz.ru

21 сентября 1945 года вышло правительственное постановление о организации Киевского мотоциклетного завода

В этот денек, ровно 75 годов назад было принято постановление Совета народных комиссаров о организации Киевского мотоциклетного завода на базе Бронетанкового ремзавода №8.

Еще в 1932 году были образованы автобронетанковые мастерские Киевского военного окрестность, которые занимались ремонтом боевых и транспортных машин. В 1941 году они были преобразованы в 8-й Бронетанковый ремонтный завод. Опосля окончания войны завод было принято решение перевести на мирные рельсы.

К1Б “Киевлянин”, дошедший до наших дней в безупречном состоянии

Для освоения выпуска мототехники в Киев привезли оборудование германского завода Wanderer из городка Хемниц, который оказался в русской зоне оккупации. В декабре 1945 завода в Киеве собрали из машинокомплектов 1-ые 10 мотовелосипедов, а в сентябре 1946-го началось их серийное создание. До конца года было сделано 100 машин, которые получили заглавие К1Б «Киевлянин».

К1Б “Киевлянин” в заводском музее КМЗ

Необходимо сказать, что сам завод Wanderer не выпускал движки к своим мотовелосипедам. Сиим занимался завод Fichtel & Sachs  в городке Швайфурт, который поставлял моторы к моделям и остальных производителей. Так что сначала на «Киевлянин» ставили привозные моторы из Германии – одноцилиндровые, рабочим объемом 98 см куб. и мощностью 2,3 л. с. В Киеве же их создание наладили лишь к 1949 году.

Как и германский макет, «Киевлянин» имел двухступенчатую коробку, переключение производилось маленьким рычагом справа на бензобаке. Мотовелосипед весил 65 кг, развивал скорость до 50 км/ч и расходовал на 100 км пробега 2,25 л горючего. Создание К1Б закончилось в 1953 году – всего было сделано около 30 тыс. ед.

Трехколесная мотоколяска К1В

Опосля окончания войны возникла потребность в легком и дешевеньком тс для инвалидов. С данной целью на Киевском мотозаводе разработали трехколесную мотоколяску К1В. В ней были применены узлы и агрегаты мотовелосипеда К1Б, но имелись и суровые отличия. Движок получил принудительное воздушное остывание и был оснащен кожухом. Руль сделали в виде длинноватого рычага, а для пуска мотора имелся очередной рычаг. Таковым образом все управление производилось лишь руками. 1-ые машинки К1В были собраны в декабре 1946 года, а в последующем году началось их серийное создание. Всего до 1953 года было сделано около 19 тыс. колясок К1В.

Байк с коляской М-72 производства КМЗ

Новеньким, принципно принципиальным шагом в истории завода стал переход на выпуск другой продукции – томных байков с коляской. Еще в 1951 году начали с производства байков М-72 (движок 750 см., 22 л. с.), которые практически были копиями довоенного BMW R71.

Байк К-750

Но уже в 1957 году началось создание наиболее совершенных байков К-750 (мощность 26 л.с.), а 10 лет спустя возник байк К-650 «Днепр» (движок 32 л. с.).

Читайте также:

Малыш и с улицы Кагатной

Байк МТ

В 70-е гг. выполнялись улучшенные байки серии МТ (32/36 л. с.), а в 80-е – «Днепр 11» и его вариант с ведущим колесом коляски – «Днепр 16».

Необходимо сказать, что на Киевском мотозаводе был сотворен целый ряд увлекательных гоночных байков для шоссейно-кольцевых соревнований.

Читайте также:

Мировой рекорд на байке КМЗ «Днепр» в Бонневилле (видео)

/

В наилучшие времена завод выпускал 10-ки тыщ байков в год. Они вывозились в 80 государств на 5 материках.  А вот в 90-е гг. создание байков в Киеве, к огорчению, сделалось стремительно сокращаться. А сначала 2000-х оно свалилось до нескольких сотен в год. Выпуск байков на самом деле закончился в 2008 году, кроме единичных заказов. За все годы в общей трудности на КМЗ было сделано около 3 млн байков.

Читайте также:

Украинские байки Dnepr Vintage: подробности и цены (видео)