Миф: молибден нельзя использовать в современных моторах — uzkinobiz.ru

Идея как минимум странная: что такого особенного в этом дисульфиде молибдена MoS2, чтобы его боялись современные моторы? Самые продвинутые апологеты молибденофобии, однако, скажут: эта присадка забивает масляный фильтр, исключает обработку деталей мотора при последующем ремонте и даже – о ужас! – красит масло в некрасивый серо-черный цвет.

Начнем с самого простого: Земля не стоит на трех китах, а в современных ДВС светлое масло считается плохим признаком. Если масло чистое и прозрачное, значит, в нем не работают так называемые моющие присадки, и загрязнения в виде нагара оседают на деталях – чем снижают отдачу двигателя и ускоряют его износ.

Что касается страшилки с масляным фильтром, то частички MoS2, имея размеры 0,2 – 0,3 микрона, в 50 раз меньше отверстий в фильтровальном материале маслофильтра. И поэтому забить его никак не могут – не говоря уже о каналах системы смазки, за которые тоже переживают некоторые доморощенные теоретики.

Наверное, самый стойкий миф о молибдене – это опасение, что после работы двигателя на масле с присутствием MoS2 его детали не подлежат механической обработке. То есть критики дисульфида хотят сказать, что заправив мотор маслом с высокими защитными свойствами, которые дает молибден, владелец лишает себя возможности сделать в будущем капремонт агрегата – когда он в конце концов износится. Странная мысль о том, что MoS2 каким-то чудесным образом внедряется в поверхности деталей, до сих пор встречается на форумах мотористов и на сайтах некоторых СТО. Наглядно этот миф разоблачает «Первый Автомобильный» телеканал в своих новых роликах на тему «Мифоликвидация».

В самом деле дисульфид молибдена – своего рода твердая смазка, которая покрывает поверхности трущихся пар во время работы двигателя. Мельчайшие частицы этого вещества, задерживаясь в зазорах трущихся пар, в зонах пограничного трения обеспечивают скольжение между собой, а не между металлами двух деталей. Но, задерживаясь в микронеровностях поверхностей, соединение молибдена не проникает в структуру металла. Поэтому оставшийся на деталях MoS2 легко смывается – хоть свежим маслом (при переходе на другой, «безмолибденовый» сорт), хоть бензином (при промывке деталей после разборки мотора для ремонта). Таким образом, мехобработка деталей при необходимости производится обычными инструментами по стандартным технологиям.

Практика нескольких десятилетий показывает, что масла с дисульфидом молибдена прекрасно работают в двигателях любых моделей – бензиновых, дизельных, с установленным ГБО, с наддувом и без, с катализаторами любых типов. Масла этого типа применяют там, где моторам требуется особо надежная защита – в условиях повышенных нагрузок, в неблагоприятных условиях эксплуатации, на авто с большим пробегом.

Напоследок напомним, что об успехе моторных масел с дисульфидом молибдена в своем составе говорит история немецкого бренда Liqui Moly. Производство своих продуктов процветающая сегодня Liqui Moly GmbH начала в середине ХХ века с составов собственной разработки, включающих MoS2.  Причем второе слово в названии бренда Liqui Moly как раз и означает молибден.