Предку кара исполнилось 250 лет — uzkinobiz.ru

В этом году отмечается 250 лет старейшему самоходному экипажу, дожившему до наших дней, детине французского изобретателя Кюньо

Военный инженер Николя Жозеф Кюньо в 1770 году представил в Париже властям и широкой публике самоход, которому отдал заглавие «Пламенная тележка». Это был прямой предок всех современных каров, да в общем-то и паровозов.

Еще в 1764 году генерал Грибоваль заинтересовался предложением Кюньо – сделать машинку для перевозки артиллерийских орудий и боеприпасов к ним. Проект поддержал военный министр – князь Шуазель, и были выделены средства для сотворения макета.

По неким данным, в октябре 1769 года свершилась пробная поездка первого в мире парового самоходного экипажа. Но он был еще несовершенен и даже не имел топки. Чтоб подогреть воду в котле, под ним прямо на земле разжигали костер. Приобретенного пара хватало на 12 – 15 минут езды.

На последующий год Кюньо представил наиболее совершенную машинку. Она была побольше и могла перевозить до 4 т груза. Самоход уже имел топку. Кочегар – по-французски «шоффер» – временами подбрасывал горючее в огнь. Паровой движок имел два огромных вертикальных цилиндра. Он размещался над единственным фронтальным колесом, которое и было ведущим. А впереди машинки нависал, будто бы горшок на ухвате, округленный медный котел для воды.

Самоход мог двигаться со скоростью около 4 км/ч. При всем этом фронтальное колесо его было очевидно перегружено. И во время демонстрационной поездки, на очах высокопоставленных гостей и бессчетной публики машинка вышла из-под контроля и врезалась в стенку. Опосля того у мощных мира этого энтузиазм к самоходу навечно пропал.

В июне 1804 года к власти в стране пришел правитель Наполеон Бонапарт. Мысль машинки для перевозки орудий его заинтриговала. Он распорядился сделать специальную комиссию, чтоб найти пригодность самохода Кюньо для военных целей. Но флегмантичные бюрократы не торопились делать это указание, а у престарелого изобретателя уже не было сил отстаивать свое изобретение. Он погиб в бедности 2 октября 1804 года в возрасте 79 лет. А его неповторимую машинку выслали в парижский Музей искусств и ремесел, где она хранится и доныне.