Неповторимому карьерному самосвалу исполнилось 70 лет — uzkinobiz.ru

Ровно 70 годов назад, 17 сентября 1950 года был собран 1-ый минский служебный самосвал МАЗ-525, который послужил родоночальником целого семейства еще наиболее массивных машин такового типа

Работы над каром  МАЗ-525 начались на Минском автозаводе еще в 1947 году – в это время страна нуждалась в массивных карьерных самосвалах для развернувшихся масштабных строек. 1-ый эталон, сделанный под управлением профессионального конструктора Бориса Шапошника, был готов 17 сентября 1950 года. В последующем году машинка пошла в серийное создание.

Система кара МАЗ-525 была почти во всем нетрадиционой. Задний мост агрессивно крепился к раме из сварных швеллеров. Это было вызвано большенными ударными перегрузками, которые испытывал кузов при вывозе скальных пород. По данной нам же причине дно кузова сделали двойным: меж железными листами ставили прокладку из дубовых брусьев. А сам кузов опирался на раму через резиновые подушечки.

Кар оснащался 12-цилиндровым дизелем Д-12А рабочим объемом ни много ни не много 38,8 л. Дело в том, что это был выпускаемый в Барнауле дефорсированный вариант известного танкового мотора В2. Мощность его, правда, уменьшили с 500 до 300 л. с., но зато прирастили ресурс. Благодаря этому мотору самосвал МАЗ-525 стал первым российским грузовым каром, имеющим движок с 4-мя клапанами на цилиндр и 2-мя распредвалами.

Что касается коробки, то там было использовано двухдисковое сцепление, работающее в паре с гидромуфтой, и механическая 5-ступенчатая коробка. При этом крайняя была установлена на раме отельно от мотора. А задний мост имел планетарные колесные редукторы.

Оснащенная масса кара МАЗ-525 составляла 24 380 кг, грузоподъемность – 25 000 кг. Кузов имел нужный размер 14,3 м куб. и поднимался на угол 65 град. в течение 40 сек.  Габаритные размеры были таковыми: длина – 8220 мм, ширина – 3220 мм и высота – 3675 мм. Самосвал развивал скорость до 30 км/ч.

Скоро опосля начала выпуска в 1951 году во наружности кара произошли конфигурации. Сетку радиатора полукруглой формы поменяли на плоскую, прямоугольную. Уменьшили ширину капота в месте сопряжения его с кабиной, также убрали маленькие страховочные перила на фронтальных крыльях.

Еще в 1958 году создание самосвала МАЗ-525 перевели на новейший завод БЕЛАЗ в городке Жодино. Сначала там собирали авто из минских машинокомплектов, но уже к октябрю 1960 года освоили создание главных компнентов, включая штамповку и сварку.

Всего до 1959 года на Минском автозаводе было выпущено 940 каров МАЗ-525, а что все-таки касается предпрятия в Жодино, то тут до 1965 года произвели уже 6021 самосвал. Дата выпуска крайнего самосвала МАЗ-525 по драматичности судьбы практически совпала с датой выпуска самого первого – создание было прекращено 11 сентября 1965 года.

Единственный экземпляр автомбиля МАЗ-525, сохранившийся до наших дней, установлен на постаменте в Дивногорске, возде Красноярской ГЭС (Гидроэлектростанция — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока), в строительстве которой этот самосвал воспринимал активное роль.

Объединенная Арабская Республика. Перекрытие Нила в районе строительства Асуанской ГЭС (Гидроэлектростанция — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока), 1964 г.