Колокольный гул на Спасской башне Кремля возобновился

Поначалу Владимир Путин возложил цветочки к памятнику Минину и Пожарскому и пообщался с молодежью.

А позже начал двигаться слушать колокольный гул. Увидев, что ребята отстали, президент подозвал их: «Идите сюда, ближе подходите» — и познакомил с министром культуры, которая его аккомпанировала.

Как создавался Музей археологии Чудова монастыря

«У нас месяц молчали куранты практически», — поведала Ольга Любимова. «Весьма-очень издавна, при королевской власти было 35 колоколов… Времена изменялись. Часть из их была утрачена», — увидела она. И те 11 колоколов, что существовали, не давали полностью отразить всю красоту музыки, которая содержится в гимне и в остальных композициях, которые будут представлены потом. «Целый месяц у нас шла чрезвычайно томная техно работа, куранты молчали, и вот сейчас 1-ый раз во всем великолепии, новейшие 23 колокола, которые отлиты в Воронеже, представят нам сейчас», — объявила министр.

«1-ые колокола были голландские, сейчас у нас воронежские колокола», — уточнила Любимова. Играться будут любые три часа: в полночь — гимн, в три часа ночи — «Славься», позже в 6 утра гимн, в девять — «Славься», и так полный круг, произнесла она.

В момент, когда на площади был президент, к голосу кремлевских колоколов добавился и гул колоколов в честь Казанской Божьей Мамы — сейчас православные отмечают этот большенный праздничек. Как поведала Любимова, любые 15 минут будет играться «четвертной» — эти звуки понимает любой обитатель нашей страны — конкретно они звучат перед Новеньким годом.

Четвертной сыграли и сейчас. И уже позже — гимн. Опосля этого президент совместно с министром направился осматривать новейший Музей археологии Чудова монастыря.

Вышли из боя Текст: Владимир Снегирев Освеженную звонницу Спасской башни Столичного Кремля дооснастили двенадцатью новенькими колоколами, убрав 6 старенькых. О том, для чего же это было изготовлено, и о подробностях операции в эксклюзивном интервью «РГ» сказал Константин Мишуровский.

Выпускник биофака МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) Константин Мишуровский внушительно просит именовать его одним из членов той команды, которая была задействована в долголетней работе по подмене колоколов на Спасской башне. «Я сотрудник коллектива звонарей Столичного Кремля и Храма Христа Спасателя», — так представляется он незнакомым людям. И ведает историю о том, как 30 годов назад энтузиасты-прихожане слились вокруг не так давно возрожденного Даниловского монастыря, а вожаком у их стал старший звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Как позже Патриарх Алексий II и Истринский владыка Арсений попросили их «распаковать» колокольню Ивана Величавого, которая молчала с 1918 года. И как спустя два года их стараниями оживились колокола в Кремле. А когда появился проект восстановления Храма Христа Спасателя, то уже и вопросцев не было, кому поручить колокольню главной русской церкви.

Что все-таки касается Спасской башни, то этот проект соединил вначале огромное количество самых различных людей. У его истоков стоял генерал-лейтенант Сергей Хлебников, исполнявший тогда обязанности коменданта Столичного Кремля. С инициативой дооснащения звонницы новенькими колоколами несколько годов назад вышел публичный совет Интернационального военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Идею поддержали Администрация президента РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), Минкульт, ФСО, потом в дело врубились наилучшие мастера, специализирующиеся отливкой колоколов, спецы НИИчаспрома, Фонд Андрея Первозванного.

А Константин Мишуровский во всем этом долголетнем и многотрудном процессе был бессменным координатором. Он, как никто иной, ознакомлен о всех тех сложностях, которые встали на пути энтузиастов. Еще за полсуток до праздничного показа новейшей звонницы президенту В. В. Путину Константин Александрович был на верхнем ярусе Спасской башни, проверяя готовность к премьере.

Давайте вспомним, когда и как все это начиналось?

Константин Мишуровский: Ровно 10 годов назад генерал Хлебников пригласил меня и Игоря Васильевича Коновалова совместно с ним подняться на башню с тем, чтоб исследовать состояние колокольни и изучить возможность улучшения звучания мелодий. Колокола, напомню, любые три часа опосля окончания четвертного и часового боя отбивали музыкальные фразы из Гимна Рф и «Славься». Но сам комендант Кремля, его коллеги и мы не были удовлетворены качеством этих мелодий, они не достаточно напоминали оригинальное звучание.

Мне кажется, те мелодии, которые с этого момента будут звучать на Красноватой площади, это не попросту набор правильных нот, они имеют душу

В процессе предстоящего разговора мы сделали вывод, что решить эту делему в состоянии не проф музыканты, а звонари в союзе с музыкантами и литейщиками. Опосля чего же сняли с всякого из семнадцати колоколов звукозапись, создав в электрическом виде своеобразную гамму звуков.

Уральские литейщики поделились секретами

Наверняка, это потребовало наличия специальной аппаратуры?

Константин Мишуровский: 1-ое, что потребовалось, это кувалда — ее взяли в долг у боец, ремонтировавших брусчатку у мавзолея. Естественно, кувалдой не размахивали, прикладывали к колокольной бронзе аккуратненько, зато получали нужные полминуты «родного» звучания. Таковым образом, возник банк данных, некоторый звуковой ряд, из которого было видно, где есть провалы. Это как, понимаете, в клавиатуре рояля с выбитыми кнопками. Мы получили представление о том, какие колокола есть для того, чтоб иметь мелодии подходящего свойства, а каких не хватает. Не хватало 5 эталонных «кнопок». И здесь начались препядствия.

Поначалу мы обратились на колокольный завод, расположенный в Тутаеве. Там охотно откликнулись на нашу просьбу отлить недостающие колокола. И в 2012 году мы поехали туда принимать работу. Тутаевцы, нужно дать им подабающее, старались. Но, как досадно бы это не звучало, их продукция отлично звучала на колокольнях храмов, нам же требовалась бронза, способная рождать не попросту гул, а мелодию. Короче говоря, ту партию мы забраковали.

Прошло еще несколько месяцев. В Тутаеве сделали новейшие колокола. По тонам они звучали правильно, а вот по тембру, по расцветке был разнобой. Тупик…

На Спасской башне возникло двенадцать новейших колоколов. Самый тяжкий весит 850 кг, самый небольшой — 36 кг. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Что созодать? Равномерно сделалось приходить осознание, что сам избранный нами путь был ошибочен. Недозволено заполнять дыры в звучании старенькых колоколов, это как если б мы желали сразу употреблять современные синтезаторы, скрипку Страдивари и пионерский горн. И в 2016 году в беседе с комендантом Кремля было принято, можно сказать, судьбоносное решение — стопроцентно отрешиться от использования старенькых колоколов.

На горизонте возник «Колокольный завод Валерия Анисимова» в Воронеже — они тоже специализировались до этого лишь по церковному гулу, но обещали выполнить заказ в согласовании с нашими требованиями.

Но, погодите, как я понимаю, на данный момент на башне остались два старенькых колокола, и они работают…

Константин Мишуровский: Да, остались колокола, которые отбивают четвертной бой и часовой бой. Но они не играют мелодию. Все другие изменены на двенадцать новейших, отлитых в Воронеже. Самый тяжкий весит 850 кг, самый небольшой — 36 кг.

Выше вы произнесли, что воронежцы не имели до этого опыта таковых заказов. Как они совладали?

Константин Мишуровский: Филигранная была работа. Это как ракету запустить. То, как будет звучать колокол, можно выяснить лишь опосля его производства. Бронзовый «глас» зависит от размера, формы, профиля, сплава и огромного количества остальных тонкостей. Работа шла в режиме неизменного поиска, мозгового штурма. Образовался триумвират: заводской акустик Олег Бадерников, дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин и я.

Фото: Архив «РГ»

Пока в Воронеже отливали колокола, в Троицкой башне Кремля, где размещается база Президентского оркестра, мы с Евгением Никитиным делали специально для проекта партитуры Муниципального гимна и «Славься». 1-ая длительностью полторы минутки, 2-ая — минутку. Гимн исполняют одиннадцать колоколов, глинковскую мелодию патриотической песни — все тринадцать.

Любой колокол сообща доводился до подходящей кондиции, и вся эта работа длилась более одного года. В конце концов, в марте заводчане развесили все двенадцать сделанных колоколов, в Воронеж приехал Геннадий Хлюстов из НИИчаспрома, чтоб запустить музыкальный механизм, мы тоже приехали.

В Воронеже отлили колокола для головного военного храма Рф

Здесь нашлась еще одна изюминка, о которой мы до этого не знали. В процессе прослушивания и доводки Геннадий Хлюстов остался у колоколов, а мы направились в контору завода, расположенную за углом метрах в 100. Хлюстов включил механизм проигрывания — и мы практически застыли, поэтому что издалече звучание было совершенно иным, наиболее прекрасным и гармоническим. И ведь слушатели на Красноватой площади тоже будут слышать мелодии с дистанции в 100 и наиболее метров от башни.

К слову, могу сказать, что лучшее звучание воспринимается, если стоишь на Васильевском спуске либо около мавзолея.

Правильно ли, что часы на башне во время работ тоже были остановлены?

Константин Мишуровский: Остановлены в ночь (то есть темное время суток) на 9 октября. Это соединено с тем, что верхний ярус с колоколами находится прямо над часами. А механизм у их узкий, не стали рисковать. Но в ночь (то есть темное время суток) на 4 ноября часы снова стали демонстрировать столичное время.

Можно сказать, что в итоге вы полностью удовлетворены тем, что изготовлено?

Константин Мишуровский: Да, с этого момента Спасская башня это не как ранее — обычный источник прекрасного гула. В первый раз опосля 1938 года мы сделали новейший музыкально-колокольный знак страны. Мне кажется, те мелодии, которые с этого момента будут звучать на Красноватой площади, это не попросту набор правильных нот, они имеют душу.

Мы нескончаемо признательны всем, кто участвовал в реализации этого неповторимого проекта. И с радостью лицезреем, какой большой энтузиазм он вызывает у различных людей.

Сама по для себя Спасская башня — это броский государственный знак нашей страны, все, что с ней соединено, небезразлично российскому человеку, к какой бы конфессии он ни принадлежал, каких бы взглядов ни придерживался. Я думаю, оттого таковой энтузиазм и у СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы), и у рядовых людей. Сейчас всем нам привыкать к сиим новеньким звукам со Спасской башни, жить с ними — я надеюсь длительно.

К слову

Прямо до 1917 года кремлевские куранты исполняли мелодии молитвы «Коль славен наш Господь в Сионе», написанной в 1794 году композитором Д.С. Бортнянским, и древний «Преображенский марш», являющийся эмблемой воинской славы российской армии.

В марте 1918 года, когда русское правительство переехало в Москву, выбор высшего управления выпал на две мелодии: интернациональный пролетарский гимн «Интернационал» и революционный похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Но уже к 15-летней годовщине революции выполнение похоронного траурного марша было отменено. Потом та же участь поняла и «Интернационал».

В 1944 году был принят новейший гимн СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) на музыку А.В. Александрова, в связи с чем предприняли попытку настроить музыкальные механизмы курантов для выполнения мелодии новейшего гимна, но она оказалась неудачной.

В 1995 году была поставлена задачка возвратить кремлевским курантам музыкальное звучание, и спустя год на праздничной церемонии вступления в должность Б.Н. Ельцина на 2-ой президентский срок опосля наиболее чем полувекового молчания вновь были запущены музыкальные механизмы кремлевских курантов. Над Кремлем и Красноватой площадью зазвучали мелодии «Славься» и «Патриотической песни».

С 2000 года заместо «Патриотической песни» колокола заиграли фрагменты Гимна Рф и «Славься» Глинки. Но из-за ограниченного состава колоколов и несовершенства механического устройства колокольной игры эти мелодии звучали не очень выразительно.

Источник: rg.ru