Источник:
Если вы не хотите проблем на дороге – следите за состоянием амортизаторов
Мало кто задумывается о том, насколько важны амортизаторы. Все по какой-то причине уверены, что в первую очередь при обслуживании автомобиля стоит обращать пристальное внимание на двигатель, коробку переключения передач, работу функционала дополнительных элементов управления, к примеру, кондиционера и различных вспомогательных систем машины, но точно не задумываются о важности демпферов, словно их не существует или они спроектированы на полный жизненный цикл автомобиля. На самом деле это совершенно не так.
Невозможно сказать, что в машине важнее для безопасного передвижения – шины или амортизаторы, но то что оба этих элемента конструкции стоят в первом ряду списка, когда речь заходит о безопасности – это точно!
«Умершие» демпферы – это крайне опасные зверьки. С ними автомобиль, по своему поведению на дороге, становится больше похожим на дикую кошку или косулю – прыгает и скачет, пытаясь взмыть в небеса, и практически никак не цепляется за земную твердь. В частности, это заметно на дороге с неровностями или ямами, и особенно проявляется на скорости. В крайне неблагополучных случаях, когда амортизаторам наступил безоговорочный «капут», машина может превратиться в неуправляемый снаряд при любом изменении сил, действующих на нее: при повороте, торможении, ускорении…
Наглядным примером может стать видео с YouTube-канала «mastermilo82». Видео, опубликованное вчера, уже набрало неплохую популярность, ведь оно в деталях показывает насколько безрассудным может быть управление автомобилем со сломанными элементами подвески.
Чтобы свести ситуацию к абсурду, испытуемый Форд Фокус был не просто снабжен полуживыми амортами, они вообще были выведены из строя, путем сверления отверстий в корпусе масляных демпферов. Масло было полностью слито, а значит и останавливать раскачку кузова автомобиля на пружинах больше не чему, и вот что начинает происходить (экшен начинается с 1.25 минуты видео):
Видео взято с YouTube-канала «mastermilo82»
Как вам такое? Автомобиль полностью неуправляем на ухабах, более того, он был окончательно выведен из строя после жесткой раскачки, в которую попал после очередной ямы.
Для тех, кто не понимает, почему машина прыгает ввысь после проезда неровностей, объясним, что, поскольку автомобиль оборудован комплектом пружин, при усилии сжатия прилагаемом к пружине и следующему после этого отскоку, колебания хоть и будут затухать, но очень медленно, позволяя нескольким или всем четырем колесам отрываться от земли поочередно или всем вместе (если яма была слишком большой). Это как раз то, что заставляет машину прыгать бесконтрольно.
Чтобы этого не происходило, и были придуманы амортизаторы, которые смягчат движение пружины посредством гашения. Амортизатор может замедлить и уменьшить величину колебательных движений путем перевода кинетической энергии движения подвески в тепловую энергию, которая будет рассеяна через гидравлическую жидкость. Подробнее можно прочитать в наших материалах, в которых подробно разъяснено как работают демпферы разных конструкций:
Чем отличаются разные типы амортизаторов, их плюсы и минусы
Вот почему неисправные амортизаторы опасны
Вкратце, амортизатор – это, по сути, примитивный масляный насос, расположенный между кузовом (рамой) автомобиля и его колесами.
Когда колесо получает удар, пружина сжимается, после чего распрямляется, а энергия этого хода пружины уходит к амортизатору через верхний кронштейн и далее в поршень. Жидкости внутри поршня проходит через небольшие отверстия и поскольку для перемещения этой жидкости требуется большее давление, она фактически замедляет движение поршня, которое затем замедляет пружину.
Вот именно поэтому так важно вовремя менять амортизаторы!