Самые надежные советские автомобили: ТОП-7

Основные особенности и описание наиболее надежных советских автомобилей: топ-7 моделей, технические нюансы, фото. Видео про советские автомобили.

Когда вы думаете о классических автомобилях времён СССР, стереотипы создают образ функциональных, но унылых машин, пытающихся подражать западным моделям. Хотя это правдиво лишь до некоторой степени, надо признать, что большинство тогдашних авто не были особенно захватывающими.

Но в них крылось нечто особенное – комбинация западного автодизайна и отчётливо советского мышления. Именно поэтому машины, произведённые в Советском Союзе, по сегодняшний день и на постсоветском пространстве, и за рубежом считаются настоящими коллекционными предметами и обладают непреходящим очарованием.

В нашем беглом обзоре мы познакомимся с некоторыми основными автопроизводителями и моделями, считающимися самыми надёжными, вызывающими гордость и вошедшими в советскую историю.

ГАЗ 69

Благодаря простому и прочному внешнему облику, выносливости и неоспоримым характеристикам на бездорожье Jeep Willys считался культовым «американцем» – крутым армейским автомобилем времён Второй мировой войны.

По традиции, Советы не могли оставаться на обочине передового автомобилестроения, поэтому разработали собственный джип – ГАЗ 69. Как и ЛуАЗ 969М, он был полноприводным транспортным средством, изначально созданным для армейских нужд. Его питал 2,1-литровый двигатель, производящий 54 л.с. и позволяющий наращивать максимальную скорость до 90 км/ч, а среднее потребление топлива обычно не превышало 21,5 л/100 км.

В основе автомобиля использовалось не очень технологичное оборудование даже по тем временам, и всё же машины, выпускавшиеся с 1953 по 1975 год, имели большой успех. Их поставляли во все армии Восточной Европы, экспортировали в 56 государств мира и производили также в Румынии (только под именем ARO) и Северной Корее.

ВАЗ-2101

Lada – наверное, самый легендарный из советских и постсоветских автомобильных брендов в мире: эти машины по сей день производятся российским АвтоВАЗом. Когда-то Lada была торговой маркой, использовавшейся в основном для экспортных моделей, известных в СССР как «Жигули».

Lada/Жигули появились в результате взаимодействия АвтоВАЗа и итальянского автопроизводителя Fiat. Цель преследовалась сугубо утилитарная – требовалось создать симпатичный, неприхотливый и надёжный автомобиль, причём достаточно дешевый в производстве, чтобы быть доступным для обычных потребителей, а не только для элиты.

Первоначально Lada 1200, или ВАЗ-2101, представляла собой просто модернизированную версию итальянского Фиата 124, лучше приспособленную к потребностям восточно-европейских автомобилистов. Модель, родившуюся в 1970-м, провели через множество доработок, в итоге она стала легендой советского автомобилестроения.

Советский Союз начал экспортировать «Лады» в 1980-х, и те быстро стали ценным источником дополнительного дохода для страны. Уютный компактный седан с достаточно большим дорожным просветом, коренастой посадкой и низким крутящим моментом ко всему прочему оказался отличным вездеходом. По оврагам не побегаешь, но для сельских районов, пересечённой местности и грунтовых трасс он практически идеален.

Хорошая управляемость, высокая устойчивость и повышенная проходимость до сих пор делают эту машину суперпопулярной. Универсальность сопровождается простотой технического обслуживания и ремонта – машина стала мечтой домашних умельцев и всякого рода экспериментаторов.

Лада Нива

Знаменитая Niva пользуется успехом с 1977 года. Эту модель Lada активнее других пыталась продвинуть на Запад. Она добралась до рынка Исландии, Австрии, Уругвая и Великобритании – правда, под другими названиями: Sport, Taiga, Diva и Cossack. Однако лишь на русском языке имя отражало истинную сущность «советского Лэнд Ровера»: слово «нива», означающее посевное поле, явно намекало на внедорожный характер автомобиля.

Комбинированная система постоянного полного привода в сочетании с 4- или 5-ступенчатой МКП с высоким/низким диапазоном и особой пружинной подвеской сделала Ниву очень способным внедорожником. Некоторые также уверены, что именно она вдохновила создателей Suzuki Vitara.

В качестве двигателя использовался 1,6-литровый бензиновый четырёхцилиндровик, развивающий 72 л.с. и 126 Нм крутящего момента (на некоторых рынках присутствовал и дизельный вариант, 1,7-литровый или 1,9-литровый). Расход топлива считается очень хорошим даже по сегодняшним меркам – 8,2 л/100 км, если придерживаться старых правил экономии топлива и использовать инерцию при спуске с холмов.

Простая конструкция и лёгкое обслуживание делают «Ниву» практически неразрушимой. В этом главная причина того, что с 1977 года машина обошлась без кардинальных обновлений.

Мини-внедорожник стал чрезвычайно популярным не только на родине, но и в Европе, Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке. В разных странах он также использовался как военный автомобиль, карета скорой помощи или пожарная машина. Lada произвела много вариаций, включая модели с более длинной колёсной базой и пикапы.

«Волга»

В СССР «Волга», ставшая преемником ГАЗ-М20 «Победа», считалась синонимом роскоши. Её строил Горьковский автомобильный завод, основанный в 1932-м в рамках сотрудничества Советского Союза с «Фордом». Ранние модели произвели потрясающее впечатление на публику. Их успех продолжился в последующие годы – на дороге, где большинство машин были однотипными и непривлекательными, «Волги» выгодно выделялись «породистым» дизайном.

Они привлекали не только внешним видом, но и надёжностью, так что вскоре были приняты на вооружение милицией и прочими органами власти. Для обычного человека «Волга» долго оставалась машиной мечты – её могли себе позволить только «большие люди» вроде директоров, юристов и крупных чиновников.

Преемник культового ГАЗ-21, в значительной степени основанный на проектах Ford 1950-х годов – ГАЗ-24 был угловатым седаном с удлинённой колёсной базой и добавленной мощностью. Представленный в 1970 году, он предлагался как седан, универсал и даже кабриолет (последний использовался только военными). Прототип вышел с 3-литровым V6 на 120 л. с., но реальные ранние серийные версии имели 2,5-литровый четырёхцилиндровый мотор мощностью до 95 л.с. В 1975 году производитель представил массивный 190-сильный 5,5-литровый V8 в модели ГАЗ 24-24.

Автомобиль обновили в 1977 году усовершенствованной приборной панелью, дополнительными стандартными функциями для повышения безопасности и небольшими модернизациями двигателя. Последнюю итерацию, получившую название ГАЗ-24-10, выпустили в 1985 году, упростив для массового производства. «24-ка» просуществовала до 1992 года, сменившись на 3102.

«Волга» не была народным хитом, как «Нива», но её экспортировали на многие рынки Восточной Европы, Азии и Африки. Несмотря на прекращение производства, рынок «Волг» всё ещё остаётся активным.

 

«Москвич»

Помимо простейших «Запорожцев», Москвич был, пожалуй, самым распространённым автомобилем в СССР. В отличие от роскошных западных авто, модель не восхищала ни броской внешностью, ни технологиями. Она воплощала в себе все представления иностранцев о неуклюжих автомобилях, на которых ездили «эти странные русские».

Первые версии выехали на дорогу сразу после ВОВ, но расцвет пришёлся на 1970-80-е годы, когда с конвейеров покатилось третье поколение, пересмотренное и улучшенное. После распада Советского Союза в начале 1990-х многие советские иконы ушли со сцены, в том числе и «Москвич» – народный любимец и важная часть великой эпохи советского автомобилестроения.

Одна из наиболее распространённых моделей – 412 – печально известна утечками жидкостей и проблемами с мотором. Это плохо согласуется с понятием «надёжного автомобиля», однако недорогому и универсальному транспортному средству удалось завоевать доверие автовладельцев.

Строившийся с 1967 года под различными кодами и в разных вариациях, 412-й прожил почти полвека за железным занавесом. Его снаряженная масса составляла 1045 кг, а под капотом первых моделей стояли 1,5-литровые моторы, наклоненные на 20 градусов. В багажнике хозяева предусмотрительно возили полный ящик инструментов и всяческие запасные части в довольно большом количестве, начиная с ремней и свечей зажигания – ремонтировали эту машину чаще всего собственноручно, а умельцы даже умудрялись изготавливать некоторые детали в домашних гаражах.

Стоит отметить и ещё одного героя советских времён – это Москвич 408. В 1964-м он заменил предшественника 407 в качестве небольшого семейного автомобиля и производился до 1976 года.

В отличие от «Волги», модель стоила намного дешевле и оснащалась более экономичными двигателями. Машины собирались на двух заводах в России, но также производились в Бельгии, в основном для экспортных рынков. Они продавались как Elite в Европе и как Scaldia в Бельгии, где предлагались с 52-сильным дизелем.

«Москвичи» выпускались в виде седанов, универсальных комби и трёхдверных фургонов, некоторые были переоборудованы для использования в качестве курьерских машин, под почтовый и сервисный транспорт и кареты «скорой помощи».

УАЗ

Hunter, модификация УАЗа 469, тоже славится надёжностью. Разработанный в 1971-м как военный транспорт для советской армии и вооружённых сил стран Варшавского договора, 469-й широко использовался в различных госструктурах благодаря прочной конструкции и хорошим внедорожным характеристикам. Изначально он не был доступен для населения, но многие экземпляры в качестве излишка были проданы частным владельцам.

Этот УАЗ не получал обширных обновлений, но по-прежнему востребован в СНГ, на Кубе, в Азербайджане, Вьетнаме и Судане. Его делали даже в Германии (компания Baijah Automotive, 2003-2007). Не менее 50 стран использовали или до сих пор используют Hunter в качестве военной машины – в основном это государства Восточной Европы, Азии, Южной Америки и Африки.

Ещё один советско-российский автомобиль, существующий более 50 лет – УАЗ 452. Фургон, выпущенный в 1965 году, разрабатывался для военных, но в конечном итоге стал доступен широкой публике и породил множество вариантов, в том числе микроавтобусы, машины «скорой помощи», грузовые пикапы и даже версию с откидным верхом.

ЗИЛ

За границей лимузины автозавода Лихачёва взрывали мозг – шикарные снаружи и внутри машины переворачивали с ног на голову представление иностранцев о русском автомобилестроении. Чаще всего эти машины видели, когда те возили лидеров той или иной страны – во многом благодаря этому они обросли отчётливым ореолом таинственности.

Такие правительственные автомобили начали свой путь в 1936-м, когда с ленты сошел первый ЗИС-101. Его главная целевая аудитория чётко резюмирована на знаменитом фотоснимке, где гордо стоящий Иосиф Сталин запечатлён на фоне одной из ранних моделей.

Или взять ЗИС 110 – российский лимузин, представленный в 1945-м (потом завод получил имя Лихачёва, и машину переименовали в ЗИЛ-110). По сути это копия старого Паккарда, разработанная на основе реверс-инжиниринга Packard Super Eight 1942 года. Семиместный шестиметровый монстр оснащался массивным 6,0-литровым восьмицилиндровиком в 140 л.с. и был самым роскошным советским автомобилем. Многие из этих машин передавались в дар коммунистическим лидерам, включая Мао Цзэдуна из Китая, Ким Ир Сена из Северной Кореи, Энвера Ходжа из Албании и Хо Ши Мина из Вьетнама. Было построено чуть больше 2000 экземпляров, включая седаны, кабриолеты, фаэтоны и бронированные версии.

Наибольшую известность за пределами Союза приобрёл ЗИЛ-115 (впоследствии с кодом 4104) – бронемобиль для перевозки высокопоставленных особ, способный противостоять стрелковому оружию, артиллерийским снарядам, бомбам и минам-ловушкам.

ЗИЛ также занимался строительством грузовиков, автобусов и даже спортивных машин, таких как 112С – болид, доводящий скорость до 230 км/ч, стал предметом гордости и самым успешным гоночным автомобилем в советской истории.

Заключение

СССР был одним из крупнейших и могущественных игроков на мировой арене. Большинство его автомобилей были спартанскими, но имелось и немало интересных моделей. Иные разошлись по коллекциям, многие бегают по дорогам до сих пор. Мы по-прежнему их любим, несмотря на испытание многочисленными импортными соблазнами.

Видео про советские автомобили: