Самые продаваемые автомобили в России на середину 2020 года

Описание ситуации с продажами автомобилей в России на первую половину 2020 года: наиболее популярные модели, тенденции и прогнозы. Видео о надежных автомобилях для РФ.

В контексте пандемии Covid-19 мир переживает беспрецедентный кризис, повлиявший на все сферы бизнеса и затронувший все слои социума. Автопроизводители и дилерская сеть мобилизовались для максимального удовлетворения потребностей клиентов, но в России продажи автотехники в первой половине 2020 года упали намного ниже ожидаемого уровня даже при том, что поддерживались мерами государственной помощи – на 23,3% вместо прогнозируемых 2,5%.

По информации комитета автопроизводителей АЕБ, отвечающего за сбор данных о продажах, россияне за первое полугодие приобрели почти на 200 тыс. меньше легковых автомобилей и лёгких коммерческих транспортных средств, чем в соответствующий прошлогодний период.

Эти 6 месяцев были для производителей и дилеров катанием на американских горках с медленным подъёмом в начале года, за которым последовал резкий и никогда ранее не наблюдавшийся спад в апреле-мае, завершившийся относительной стабилизацией в июне и признаками медленного возврата к показателям предыдущего года в июле, показавшем общий прогресс в 6,8%

– подытожил Томас Штэртцель, председатель комитета.

Ситуация на автомобильном рынке России

По мнению аналитиков, нынешняя ситуация на российском авторынке отражает серьёзные экономические проблемы, возникшие буквально во всех других странах мира – и развивающихся, и хорошо развитых. Практически все бренды и продавцы понесли существенные убытки. Бестселлерами во время кризиса стали автомашины местного производства. Давайте детальнее рассмотрим список моделей, которые россияне покупали охотнее прочих в этом году.

В первую десятку самых продаваемых марок на середину 2020 года попали:

  • Lada;
  • Kia;
  • Hyundai;
  • Renault;
  • Volkswagen;
  • Toyota;
  • Skoda;
  • Nissan;
  • GAZ LCV;
  • UAZ.

Рейтинговые агентства подчёркивают, что надёжнее других экономику России поддерживает отечественный бренд Lada. Он по-прежнему занимает лидирующую позицию, несмотря на падение рыночной доли до 21,5% в 2020 году против 24,1% в 2019-м. Kia занимает 2-е место с долей 11,1%, хотя тоже переживает кризис. Renault поднялся на одну позицию и занял четвёртую ступеньку «пьедестала почёта», пропустив вперёд более расторопного Hyundai. В то же время Volkswagen и Toyota опередили Skoda, поднявшись на 5-е и 6-е места соответственно.

Nissan (-58,9%), ГАЗ (-58,1%) и UAZ (-69,7%) завершают топ-10. Они тоже переживают тяжёлые времена, но им повезло больше, чем даже везунчику Changan, впервые попавшему в топ-25 самых продаваемых в России марок и единственному, кто показал позитив, причём в двузначных цифрах – его апрельский прирост составил целых 52,7%.

Haval, чей наибольший спад продаж за полугодовой период составил -29,5%, Isuzu (-30,5%), Chery (-33,7%), Geely (-35%), Iveco (-35,9%), FAW (-43,6%), Suzuki (-52,4%) и Audi (-53,8%) тоже терпели убытки, но всё же умудрились войти в двадцатку лучших по итогам первого полугодия.

Какие автомобили лучше всего продаются в России, несмотря на кризис

Сводки о точном количестве проданных автомобилей от различных глобальных и внутренних экспертно-аналитических институтов и исследовательских платформ – поставщиков рыночных и потребительских данных, варьируются, но в главных аспектах их мнения сходятся.

Например, в том, что Granta и Vesta в 1-м полугодии 2020-го заняли два первых места на российском авторынке с показателями в более 28 тысяч проданных единиц каждой модели. KIA Rio, Hyundai Creta и VW Polo также вошли в число самых предпочтительных моделей.

Наиболее значительное падение было отмечено у Hyundai Creta, продажи которой снизились более чем на две тысячи экземпляров по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.

Итак, вот перечень победителей среди легковых авто (основанный на последних данных Ассоциации европейского бизнеса, AEB). Позиционная расстановка носит условно-ознакомительный характер, но в целом топовый список самых продаваемых автомобильных брендов и их моделей в первом полугодии 2020-го выглядит следующим образом:

  • LADA: Granta, Largus, XRAY и Vesta;
  • АвтоВАЗ: Niva (бывшая Chevrolet Niva, с июля 2020 г. под маркой LADA);
  • KIA: Rio, Sportage и Optima;
  • Volkswagen: Polo и Tiguan;
  • Toyota: RAV4 и Camry;
  • Mazda: CX-5;
  • Hyundai: Creta и Solaris;
  • Renault: Logan, Arkana, Sandero, Kaptur и Duster;
  • Skoda: Karoq, Kodiaq, Rapid и Octavia;
  • Nissan: Qashqai и X-Trail.
  • Веста почти догнала Гранту, продемонстрировав ненамного меньшие полугодовые продажи. КИА Рио остаётся на третьем месте, в то время как Фольксваген Поло поднялся на одну позицию в марте и занял 4-е место, обойдя Крету, а Тигуан к июню уступил дорогу Тойоте RAV4, но побил свой предыдущий рекорд в аналогичном периоде 2019 года. Он вошёл в список лучших SUV России, нарушив многомесячное правление Hyundai Creta – своего рода бестселлера в российском сегменте кроссоверов с момента запуска. В своём секторе Creta фактически занимает одну из ведущих позиций наряду с Lada 4х4 и универсальным Largus, тоже продемонстрировавшим всплеск популярности в последнее время. В число самых востребованных SUV также вошли BMW X7, Renault Duster и Nissan Qashqai.

    2020-й с его необычайно низким объёмом продаж преподнёс и другие сюрпризы в секторе кроссоверов. Skoda Kodiaq поднялся до рекордно высокого уровня с января прошлого года, Kia Sportage переместилась с 12 места на 8-е, Skoda Karoq блестяще вписалась в топ-25, заняв 14-ю позицию, Toyota Prado ушла на 23-е место, а новый Kia Seltos опустился на 24-е.

    Новости происходят и за пределами знакомой группы моделей: Renault Arkana, к примеру, впервые уселся на 27 место в российском рейтинге SUV, а Haval F7 (40-е место) стал самым продаваемым китайским шильдиком, обойдя Geely Atlas (43-е место) и Haval H6 (57-е), опустившегося на 10 позиций с 2019-го. В первую сотню попали также Chery Tiggo, Changan CS35/CS55 и Geely Coolray.

    Самые востребованные модели на лето 2020 года

    В первом летнем месяце лучшая позиция в топе снова принадлежала отечественному автогиганту Lada, что засвидетельствовало тенденцию «возврата к истокам» среди российских покупателей.

    Номер 2 – Kia (хотя её доля снизилась на 12,1%), номер 4 Renault (-10,4%) и номер 6 Toyota (-13,9%) также опередили конкурентов Volkswagen (-20%) и Hyundai (-18,1%) в июне.

    Skoda (+3,2%) показала прирост по сравнению с прошлым годом и вошла в первую десятку. УАЗ (-11,8%), Nissan (-21,7%) и ГАЗ (-21,6%) борются за потенциального покупателя с переменным успехом, тогда как Lexus и Mazda весной сильно сдали позиции, но летом 2020 снова набрали обороты (+22,5% и +9,2% соответственно).

    Опять же, стали более востребованы продукты китайских автопроизводителей: Changan (+377,7%, если сравнивать с мартовскими показателями), FAW (+181%), Haval (+99,2%), Chery (+28,2%) и Geely (+10,4%). Эйфорию в эти сложные времена также испытывают Honda (+60%), Fiat (+21,5%) и Suzuki (+10%) – на фоне весенней деградации их летние «табели успеваемости» тоже впечатляют.

    В начале лета, несмотря на продолжающийся экономический кризис, девальвацию рубля и резко возросшую популярность подержанных автомобилей, рынок новых машин стал оживать. Уровень падения продаж позитивно изменился, с большим трудом пережив шокирующее апрельское обрушение до -72,4% вследствие тотальной коронавирусной изоляции и вернувшись в июне к более приемлемым -6,8%. Шесть лучших бестселлеров вернулись на свои позиции, а пятерка самых популярных из них превзошла все ожидания.

    Lada Granta заняла 1-е место – её показатели по сравнению, например, с июнем 2015 года снизились только на 10%. Lada Vesta (-5,6% от прошлогодних результатов) и Kia Rio (-4,9%) разместились под ней, превзойдя Hyundai Creta, которая показала прирост в 7,8%, утвердившись в качестве одного из самых продаваемых кроссоверов в России.

    Чарты продаж Toyota RAV4 (+0,6%) и Renault Sandero (+0,1%) тоже продемонстрировали незначительный рост – так же, как знаменитая Нива (+41,6%) и Mazda CX-5 (+13,3%). Кроме того, три последних месяца пользовались небывалым успехом Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander (в феврале достигший чуть ли не наивысшего рейтинга почти за 5 последних лет), Skoda Karoq, Renault Arkana и Skoda Rapid II – новая модель, превзошедшая в популярности Рапид предыдущего поколения.

    Надо отметить, что автосалоны, работающие в России в настоящее время, не предоставляют точные сводки помесячно (по большей части это связано с карантином и отложенными закупками), но все единогласно отмечают очень сдержанные темпы продаж. Дилеры Mercedes и BMW теперь тоже отчитываются только ежеквартально. По их июньским сведениям, реализация снизилась до критического уровня. Более или менее существенные убытки по сравнению с предыдущим годом понесли все немецкие производители: VW (до -40 процентов), Mercedes-Benz (-12), Audi (-26), BMW (-20).

    По итогам июля, если верить данным Автостата и АЕВ, чемпионом продаж ожидаемо стала Лада Гранта – 11 450 единиц. Веста финишировала второй, разойдясь тиражом в 9 807 экземпляров. Замыкает тройку лидеров SUV Hyundai Creta с показателем 7 122 единиц.

    В лучшую пятёрку также вошли KIA Rio с результатом 7 031 ед. и Volkswagen Polo (6 847). За ними следует компактный лифтбек Skoda Rapid II поколения (5271 автомобиль).

    7 и 8 места заняли два «корейца» – седан Hyundai Solaris (4074) и SUV KIA Sportage (3750). Замыкают ТОП-10 универсал LADA Largus (3718 шт.) и кроссовер Volkswagen Tiguan (3336).

    Тенденции и прогнозы

    В условиях национальной изоляции, введённой весной во всех регионах страны, автосалоны в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах, наиболее пострадавших от вируса, а также большинство мелких региональных дилеров полностью или частично приостановили свою деятельность. Возобновляется она постепенно, и поток клиентов, по отчётам местных представителей AEB (ассоциации европейского бизнеса), во второй половине года стал набирать обороты.

    Однако по причине роста цен на первично необходимые товары и услуги при одновременном падении реальных доходов населения эксперты продолжают прогнозировать сокращение спроса примерно на 20% как минимум до апреля 2021 г. Равно как и резкое снижение экспорта в страны ближнего/дальнего зарубежья.

    Раньше около 40% местной автопродукции отправлялось за границу – даже на Кубу, но львиная доля приходилась на Чехию, Украину и Латвию. Больше всего, по данным агентства Autostat, экспортировалось моделей марок Skoda, Lada и Renault.

    Минэкономики предполагает до 2025 года субсидировать отечественный автопром, вкладывая ежегодно в отрасль не менее 65 млрд. рублей. Субсидии применялись и раньше (к примеру, в 2015 году они составили 43 млрд. рублей, в 2016-м – 50 млрд., в 2017-м – 65 млрд.), однако теперь они будут ориентированы не только на стимулирование производства и спроса на отечественные автомобили, но и на разработку/продвижение новых технологий.

    Помимо обычных газо-бензиново-дизельных машин министерство хочет поддержать развитие гибридных и электрических автомобилей, а также частично и полностью автономных транспортных средств. Это будет способствовать стимуляции покупателей – как местных, так и зарубежных.

    Но, несмотря на все усилия, прогнозы аналитиков неутешительны: в ближайшие несколько лет, говорят они, рынок автомобилей будет приходить в нормальное состояние медленно, и вряд ли стоит ожидать значительных позитивных сдвигов в производстве, спросе и объёме экспорта.

    Заключение

    Примечательно, что среди самых продаваемых автомобилей тон задают продукты местного производства – они стали бестселлерами в условиях кризиса. Им тоже приходится нести значительные убытки, но россияне купили больше всего этих моделей в текущем году (пока). Больше всего автомобилисты интересуются внедорожниками и кроссоверами: их было реализовано меньше, чем год назад, но другие сегменты «упали» гораздо глубже.

    Что интересно, аналитики заметили любопытную тенденцию на внутреннем российском авторынке. Люди здесь по-прежнему делятся на разные группы покупателей, однако даже те, которые раньше покупали лишь самые дешёвые машины из соображений экономии, теперь чувствуют необходимость приобрести что-то более дорогое, нескучное, технологичное и ориентированное на стиль жизни.

    Видео о надежных автомобилях для РФ:

    Оцените статью
    Добавить комментарий