Старпом с «Пантеры» и «Волка» командир

Из-за ковида, который и стал предпосылкой настолько нежданного финала, придти и попрощаться с ним смогли лишь самые близкие люди. А нас, журналистов, сослуживцы и вчерашние подчиненные начальника ГУГИ Минобороны РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) вице-адмирала Буриличева деликатно попросили не создавать сенсационности вокруг данной людской неудачи и не придумывать небылиц про то, чем занимались либо могли заниматься в Главном управлении глубоководных исследовательских работ Министерства обороны Рф, которым крайние 15 лет удачно управлял герой-подводник Алексей Витальевич Буриличев.

Флот Рф получит корабль-спасатель "Игорь Белоусов"

Намедни в «Красноватой Звезде» выпустили официальный некролог, подписанный всеми руководителями Минобороны Рф, включая министра Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова. Там, почтительно гласили мои собеседники, все основное сказано. И это — правда.

«Свою жизнь Алексей Витальевич предназначил служению Рф, развитию и укреплению подводных сил ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) и занес бесценный вклад в создание глубоководных аппаратов для подводных исследовательских работ и картографирования морского дна, спасения терпящих бедствие подводных лодок. Интенсивно участвовал в научных исследовательских работах Арктики…».

Правда и то, что отпрыск бывшего фронтовика Алексей Буриличев, став морским офицером, испытал себя на различных должностях и уровнях личной ответственности — от старшего инженера боевой части подводной лодки до командира АПЛ, командира дивизии подводных лодок и заместителя начальника штаба Северного флота.

Как отмечено управлением Минобороны, Алексей Буриличев, «не один раз участвовал в выполнении сложных и ответственных задач в далекой морской зоне и удаленных океанских районах». И за это был удостоен ордена Красноватой Звезды, а в июле 96-го отмечен звездой Героя Русской Федерации. За дела следующие (пока не афишируемые) добавились три ордена Мужества, в осеннюю пору этого года — орден «За морские награды»…

За сиим наградным и, как досадно бы это не звучало, посмертным перечислением не видно человека. Каким был в жизни герой-подводник, командир, товарищ, супруг, отец, начальник?

Еще до того, как в «Красноватой Звезде» вышел официальный некролог, в «Российскую газету» пришло письмо — из города и гарнизона в Заполярье, с которым Алексей Буриличев был связан, по наименьшей мере, 30 лет. Капитан I ранга в припасе Юрий Бузин и по сей денек живет и работает в том самом месте, где начиналась их совместная с Алексеем Буриличевым служба на атомной «Пантере» — новой по тем временам многоцелевой подводной лодке проекта 971 «Щука-Б».

«Не могу мыслить и гласить о нем в прошедшем времени, — с горечью пишет Юрий Константинович. — Очевидная фраза, но почему-либо вправду первыми уходят от нас наилучшие. А мой друг и товарищ, Герой Рф вице-адмирал Алексей Витальевич Буриличев к таковым и относился.

Офицер и Командир с большенный буковкы! Авторитет посреди подчиненных — каких выискать. Требовательный, умный, опытнейший, неотклонимый. С таковым хоть в огнь, хоть в воду, ну и под воду тоже — не жутко. Принципом его жизни было «Делай как я». Он постоянно стремился сам опробовать все новое. А позже учить и спрашивать с подчиненных…».

20 годов назад экипаж новейшей подлодки первым в ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) поднял Андреевский стяг

В конце 1990 года, когда мы в первый раз познакомились, Бузин был заместителем командира по работе с личным составом (по политчасти — как называлась тогда эта должность), Буриличев — старшим ассистентом командира (старпомом) на АПЛ «Пантера». А командиром — капитан I ранга Василий Михальчук. Он и Бузин — чуток постарше, а нам с Алексеем Буриличевым в дальнем уже 90-м, было по 32-33. Но я, хоть и родился на год ранее, ощущал себя школьником, практически мальчиком, когда просил старпома — немногословного и серьезного — обучить журналиста воспользоваться перископом, чтоб находить всплывающие опосля запуска учебные торпеды…

В Калининграде со стапеля спущено судно "Янтарь"

«Один из самых опытнейших подводников-атомщиков, смогший бросить след в памяти экипажей «Пантеры», «Волка» и остальных кораблей, у личного состава 24-й дивизии Северного флота, — читаю в письме у Юрия Бузина и понимаю, что почти все подписались бы под этими словами. — На боевой службе он не раз смог «поставить на уши» супостата в зоне его ответственности. Штурман от Бога, фаворит в коллективе, умница в науке, созидатель, и при всем этом — реальный товарищ и друг.

Не настолько не мало найдется управляющих высочайшего ранга, которые не запамятывают собственных старенькых друзей. Алексей относился к таковым. К нему можно было обратиться за помощью в хоть какое время денька и ночи. Он лишь спрашивал: «Это нужно для тебя?». Для него понятие «дружба» было круглосуточным.

Как-то на боевой службе еще на «Лире» (скоростные АПЛ проекта 705, 705К с титановым корпусом и ЖМТ-реактором на стремительных нейтронах — прим. авт.) мы с ним половину автономки проспорили о преимуществах домашней жизни. Он, в то время юный флотский офицер и застарелый холостяк, был убежден, что таковой стиль жизни — холостяцкий — самый что ни есть пригодный для подводника, профессия которого предполагает риск. Но в переломном для страны 1991-м Алексей нашел-таки в Северодвинске свою Валентину, которая поделила с ним и радости, и неудачи грозной флотской жизни. Мой ей маленький поклон и искренние сострадания…».

Бузина, Буриличева, Михальчука и меня, журналиста, связала с подводниками и сдружила на много лет история первой именной атомной подводной лодки «Пантера». По словам Юрия Бузина, не он, замполит, а конкретно Алексей Буриличев, старпом, решил и стал добиваться, чтоб их экипажу и кораблю присвоили имя собственное «Пантера» — в память о одной из первых и геройских субмарин русского подводного флота.

Сейчас с именами своими на Северном флоте целая «животная» дивизии. Вослед за «Пантерой», «Волком» и «Тигром», на которых прогуливался в далекие моря Алексей Буриличев и его товарищи, пошли и пойдут остальные. И почти все, уверен, желали бы сейчас быть в Мытищах, чтоб дать крайние почести другу и командиру.

«Какая неудача в этом высокосном году выкашивает по непонятному вероятностному закону 1-го за остальным близких и дальних! А введенные из-за пандемии ограничения не разрешают проститься с дорогими сердечку людьми по-человечески, — пишет из Гаджиево Юрий Бузин. — Спасибо за решение похоронить головного акванавта Рф на военном мемориальном кладбище в Мытищах. Будем знать, куда заехать, чтобы поклониться его праху…

Светлая память для тебя, мой дорогой Алексей Витальевич! Ты достойно прожил отведенные судьбой годы, пусть и незаслуженно укороченные заболеванием. Дела твои приумножат воспитанники».

Алексей Буриличев: линия жизни и пунктиры судьбы

1958, 13 августа — в семье бывшего фронтовика и кадрового военного Виталия Буриличева возник отпрыск Алексей. В 30 5 он станет командиром атомной подлодки, а в неполные 40 — Героем Рф.

1976, июль — в Союзном проектно-монтажном бюро (СПМБ) «Малахит», которое образовано методом объединения в 1974 году СКБ-143 и ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна»), приступили к разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения проекта 971. Крайние две числа в этом номере обозначали преемственность с успешной серией АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, которые родились в группе головного конструктора «Малахита» Г.Н. Чернышова. Основанием для разработки новейшего проекта сделалось совместное решение ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) и Минсудпрома СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) от 27 июля 1976 года. Им предписывалось сделать к маю 1977 года на базе проекта 945 (титановые АПЛ, в ограниченном количестве строившиеся на ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) «Красноватое Сормово» в Горьком) проект подводной лодки со железным корпусом и возможностью серийного строительства таковых АПЛ на СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре и в Ленинградском Адмиралтейском объединении. При этом головную предписывалось сдать на СЗЛК в 1982-1983 годах. В итоге таковых АПЛ выстроено 15: восемь — на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и семь — на Севмашпредприятии в Северодвинске.

На вооружение ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) приходят обитаемые подводные аппараты с глубиной погружения до 6000 метров

1980 — в Ленинграде окончил с различием Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, получил погоны лейтенанта и предназначение на Северный флот Алексей Буриличев.

1985, 20 августа — в первый раз в истории российского подводного плавания на шаге муниципальных испытаний в Тихом океане опытнейшее глубоководное техническое средство АС-7 с экипажем на борту погрузилось на глубину 6000 метров. Аппарат построен на Адмиралтейских верфях по проекту 19060 СПМБМ «Малахит».

1986, сентябрь — спецами СПМБМ «Малахит» разработан технический проект 16810 обитаемого глубоководного технического средства II поколения «Русь» с глубиной погружения 6000 метров для аварийно-спасательной службы ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства). Основной конструктор проекта — В.Г.Марков. Стройку глубоководного аппарата поручено ФГУП «Адмиралтейские верфи».

1987, 10 марта — строящаяся на СМП подлодка К-317 зачислена в списки кораблей ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). В тот же денек директивой Головного штаба ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) предписано начать формирование экипажа на базе 6-й дпл 1-й флпл КСФ. Командиром первого экипажа К-317 назначен капитан I ранга Василий Михальчук, старшим ассистентом в сентябре 1987-го стал капитан III ранга Алексей Буриличев.

1990, 11 мая — К-317 спущена на воду.

1990, 28 сентября — 1-ый выход К-317 в море, начало ходовых испытаний.

1990, 2 октября — К-317 в рамках ЗХУ выполнено 1-ое погружение.

1990, 10 октября — приказом Главкома ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) адмирала В.Н. Чернавина подводной лодке К-317 присвоено наименование «Пантера». Сиим приказом, по инициативе членов экипажа и благодаря поддержке ветеранов ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства), на флот была возвращена традиция присвоения ПЛ собственного исторического наименования.

1990, с 22 по 27 ноября — К-317 «Пантера» проходит муниципальные тесты в Белоснежном море.

1990, 27 декабря — подписан приемный акт о передаче АПЛ К-317 «Пантера» в состав флота. Председатель комиссии Госприемки — капитан 1 ранга В.А. Сорокин, командир АПЛ — капитан 1 ранга В.В. Михальчук, ответственный сдатчик — В.Н. Сорокин, сдаточный механик — В.П. Пастухов, ведущий военпред — капитан 3 ранга А.З. Ибрагимов.

1990, 28 декабря — на К-317 поднят Военно-морской флаг и, сразу с ним, — Андреевский флаг и исторический флаг Р.К.К.Ф., врученные экипажу от имени ветеранов-подводников капитаном 2 ранга в отставке И.А.Быховским.

1991, 4 января — северодвинская газета «Северный рабочий» в первый раз извещает, что в их городке строят атомные подводные лодки, и публикует репортаж о том, как проходили в Белоснежном море муниципальном тесты корабля, получившего открытое наименование «Пантера».

1991, 7 января — новейший корабль посетили министр обороны СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) маршал Русского Союза Д.Т. Язов и главком ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) адмирал флота В.Н. Чернавин.

1991, январь — К-317 прибыла к неизменному месту базирования в бухту Ягельная (Мурманск-130 — Скалистый — Гаджиево).

1991, 14 марта — К-317 «Пантера» включена в состав Северного флота (24-я дивизия 11 флотилии КСФ).

1991, с 4 по 26 июня — экипаж «Пантеры» занят «выполнением задач по назначению». К-317 вместе с подводными лодками К-517 (проект 671 РТ) и К-388 (проект 671 РТМК) участвовала в поисковой противолодочной операции Северного флота в Северо-Восточной Атлантике и Норвежском море. Во время данной (первой) боевой службы под командованием капитана I ранга Василия Михальчука в Норвежском море и в северо-восточной части Атлантического океана обнаружены две зарубежные ПЛА и установлен рекорд непрерывного слежения в течение 120 часов. Старший на борту — командир дивизии контр-адмирал Б.С. Богданов.

«За ту поисковую операцию в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях, искрометно проведенную в июне 1991 года, капитан I ранга Василий Михальчук получил орден Красноватого Знамени, старпом Алексей Буриличев — орден Красноватой Звезды, орденами и медалями были награждены еще пятнадцать членов экипажа, — приоткрыла «Русская газета» некие подробности в публикации «След «Пантеры» 26 января 2011 года. — А на пике фуррора «Пантера» окажется в 1993 году. По итогам практически трехмесячной боевой службы экипажу будет вручен Кубок Главнокомандующего ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) и присуждено 1-ое пространство в Военно-морском флоте по долговременному слежению за зарубежной ПЛА. А 24 подводника из экипажа Василия Михальчука будут представлены к правительственным наградам.

К тому времени старший ассистент командира Алексей Буриличев станет капитаном I ранга и воспримет под свое начало младшего собрата «Пантеры» — подводный корабль этого же класса, построенный на Севмаше и принятый в боевой состав Северного флота годом позднее под наименованием «Волк».

Вослед за ними, встав на кильватерный след, отыщут свои имена собственные многоцелевые АПЛ «Барс», «Леопард», «Тигр», «Кабан», «Гепард». Всего 24-я «животная» дивизия в бухте Ягельной на Кольском полуострове воспримет в свои заполярные объятия семь подводных охотников из породы кошачьих, включая переименованный в «Ак-Барс» (по требованию шефов из Татарстана) головной корабль данной серии, покинувший Севмаш еще в 1888 году.

Капитан I ранга Алексей Буриличев со штатным экипажем подлодки «Волк» в 1995 и 1996 годах выполнит две сложнейшие боевые службы на подлодке «Тигр».

20 годов назад экипаж новейшей подлодки первым в ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) поднял Андреевский стяг

1996, 23 июля — указом президента Рф за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в критериях, сопряженных с риском для жизни, капитану I ранга Алексею Буриличеву присвоено звание Герой Русской Федерации. В этом же месяце он назначен начальником штаба — заместителем командира 24-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.

1998, сентябрь — командиром 24-й дивизии подводных лодок Северного флота становится прошлый старпом «Пантеры» и командир «Волка» капитан I ранга Алексей Буриличев.

1999, 22 декабря — командиру 24-й дивизии подводных лодок Северного флота капитану I ранга Алексею Буриличеву присвоено звание контр-адмирал.

2000, июль — контр-адмирал Алексей Буриличев зачислен слушателем в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). К этому времени на разных должностях в подводном флоте он выполнил 11 далеких походов.

2000, 15 декабря — в состав аварийно-спасательной службы ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) передан опытнейший глубоководный обитаемый аппарат АС-37, построенный на Адмиралтейских верфях по проекту 16810 СПМБМ «Малахит».

2002, июль — Герой Рф, контр-адмирал Алексей Буриличев опосля окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем начальника штаба Северного флота.

2005, октябрь — контр-адмирал Алексей Буриличев возглавил Основное управления глубоководных исследовательских работ Министерства обороны Русской Федерации (ГУГИ МО РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)).

2011, январь — в Петербурге, по случаю 20-летия подъема на «Пантере» Андреевского флага, свершилась встреча тех, кто служил на К-317, продолжает служить и кто создавал этот корабль. Встреча была неформальной, хотя и при галстуках, которые специально к ней сделали не без роли Алексея Буриличева.

Встреча, которая планировалась на 30-летие, пройдет уже без него.

Источник: rg.ru