Театр начинается не с вешалки

Боюсь, немногие зрители знают, что Николай Губенко 20 семь лет (!!!) управлял театром «Содружество актеров Таганки». И на данный момент многострадальный театр с весьма, выскажемся так, необычной судьбой остался без худрука.

Как все начиналось? Возвратившись в Россию, величавый Юрий Любимов решил строить дела с артистами заного: перевести их на контрактную систему. Артисты обиделись, расстроились, испугались, взбунтовались. Николай Губенко ушел от собственного учителя и сделал театр. Наверняка, слова «Бог ему арбитр» опосля погибели Губенко обретают совершенно уж определенный смысл, и мы не будем разбирать давнешние бои 2-ух ушедших от нас людей. Если они захочут — ТАМ сами разберутся.

Но с той поры театр стал изгоем. Монстр по имени «театральная общественность» просто не направлял на него внимания. Его вроде бы не было.

Нужно увидеть, что в Москве около 200 театров. На слуху — быть может, 10-15. Открою огромную тайну: это совсем не значит, что те, которые не на слуху, плохи. Просто наша театральная общественность и критика неописуемо инертны. Вы никогда не думали над тем, что театр — такое необычное пространство, где заработать репутацию еще проще, чем ее утратить?

В Москве есть много театральных обществ, которые влачат достаточно жалкое существование, и тем не наименее к ним по инерции продолжает ходить зритель, а их спектакли хвалят и время от времени даже дают премии.

Театр — такое необычное пространство, где заработать репутацию еще проще, чем ее утратить

Восприятие театрального искусства — дело глубоко личное. И если, скажем, какой-либо театр берет с собой на гастроли критика, то критик позже обязательно будет расхваливать этот коллектив, давать ему премии. И никто его никогда ни в чем не заподозрит: дело-то личное.

Времена, когда находили что-то новое, нежданное, и находили, скажем, театр на Юго-Западе, прошли. Сейчас престижно не новое и типичное, а пристижное. Оно, в общем, одно и тоже. Поэтому и премии, скажем, получают одни и те же театры и одни и те же режиссеры.

Это я все к тому, что «негромкость» театра совсем даже не синоним его дурного свойства. Так же как от театра «Содружество актеров Таганки» театральная общественность в свое время коллективно отвернулась от МХАТа Дорониной, в каком были спектакли различные, в том числе и отличные.

Думаю, что зал театра «Содружества актеров Таганки» — один из наилучших в Москве, потому он пользуется большим фуррором у различных антреприз. Различного толка. И зритель, проходящий мимо театра, мог пошевелить мозгами, что здесь играют в главном комедии.

Меж тем у театра Губенко репертуар, которым может повытрепываться не всякий столичный театр. Перечисляю неких создателей: Булгаков, Островский, Чехов, Ануй, Тирсо де Молина, Есенин, Брехт, Шоу, Макдонах, Шварц, Гоголь… Не понимаю, отличные ли спектакли поставлены, но репертуар вызывает почтение.

Когда Евгений Писарев сделал в театре Пушкина вправду превосходный спектакль по пьесе Горина «Дом, который выстроил Свифт» — о этом знали все интересующиеся. В театре «Содружество актеров Таганки» тоже, оказывается, идет пьеса Горина «Запамятовать Герострата!» в постановке актрисы театра Екатерины Царицой. Кто понимает о этом?

В этот театр не приглашаются именитые режиссеры. Ставят те, кто не достаточно кому известен. Но означает ли это, что их спектакли плохи? Нужно поглядеть, чтобы осознать.

В труппе около восьмидесяти актеров. Я понимаю 2-ух. Величавая Зинаида Славина, которая игралась главную роль в первом спектакле Любимова «Хороший человек из Сезуана». И еще одна актриса любимовской «Таганки» Лена Габец. Означает ли это, что труппа нехорошая? Ни в коей мере! Это значит лишь то, что актеры этого театра не достаточно снимаются.

Много критичных, а больше пренебрежительных слов я слышал о этом коллективе. Но вот какая увлекательная закономерность: людей, которые ругают театр, в разы больше, чем тех, кто лицезрел тут хотя бы один спектакль.

Театр жил затворником и привык к таковой жизни. Так как я издавна занимаюсь театром, меня часто приглашают на различные премьеры. В театр, руководимый Губенко, меня не приглашали никогда. И не то, чтоб я не мог приобрести туда билет, просто, что именуется, руки (а поточнее — ноги) не доходили. Подозреваю, что не у меня 1-го таковая ситуация.

Итак, что мы имеем? Большущее здание с большенный труппой и суровым репертуаром. Сейчас не дискуссируется вопросец, кто все это возглавит. А меж тем есть шанс не попросту вывести театр из тени, а получить в городке очередной неплохой театральный коллектив.

У театра Губенко репертуар, которым может повытрепываться не всякий столичный театр

Самое несуразное, что можно создать в данной ситуации: соединить его с Театром на Таганке. Это все-же два совсем различных коллектива.

Быть может, объявить конкурс режиссеров, желающих возглавить театр? А быть может, кто-то из массивных нынешних режиссеров сам захотит встать на капитанский мостик? А быть может, кто-то из тех, кто ставит в этом театре, но неведом широкой общественности, сумеет стать худруком?

Классик ошибся. Театр начинается не с вешалки, а с художественного управляющего, который имеет свои идеи, силы и желание для их воплощения. Пожелаем такового худрука многострадальному театру.

Источник: rg.ru