Водителей поделят на любителей и профессионалов: вот в чем разница программ обучения

Источник: 1gai.ru

Водителям-любителям станет проще обучаться, с профессионалами другая история

Министерство транспорта доработало проект закона, который разделит водителей на любителей и профессионалов. Предложение уже размещено для общественного обсуждения на официальном портале проектов нормативных правовых актов.

 

 

Законопроект направлен на разделение в подготовке между двумя этими категориями. Первым станет готовиться к получению прав легче, вторым придется подтверждать свои навыки повышением квалификации с определенной периодичностью.

 

Что изменится для категории «водители-профессионалы»?

Как сказано в пояснительной записке к проекту, речь идет о совершенствовании системы профессионального обучения водителей большегрузных автотранспортных средств, а также о мероприятиях по повышению качества подготовки водителей транспортных средств различных категорий и совершенствованию профессиональной подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих коммерческую деятельность по перевозке пассажиров и грузов.

 

А также «о законодательном закреплении обязанности прохождения периодической переподготовки и (или) повышения квалификации по соответствующим образовательным программам водителей, допускаемых к осуществлению коммерческой перевозки пассажиров и грузов», говорится в пояснительной записке к проекту ФЗ.

 

Это в первую очередь связано с высокой аварийностью на дорогах страны. По оценке экспертов, более 80% всех ДТП происходит по вине водителей, когда они не могут просчитать последствия превышения скоростного режима, оценить дорожные условия, техническое состояние транспортного средства. Именно поэтому ключевым моментом в обеспечении безопасности дорожного движения является подготовка водителей. В частности, речь идет о тех, кто водит высокотоннажные автомобили или перевозит пассажиров.

 

 

Сейчас работодатели, понимая данные нюансы невысокой подготовки по действующим программам в автошколах будущих профессиональных водителей, вынуждены осуществлять повторную подготовку водителей, окончивших автошколы, но не имеющих опыта работы по профессии водителя автомобиля.

 

 

«Чтобы стать профессиональным водителем на троллейбусе или трамвае, согласно этому документу, сначала нужно стать водителем этого транспорта, но любителем. А чтобы водить спецтранспорт, например «скорую» или пожарную машины, профессионалом быть и вовсе не обязательно. Достаточно получить права водителя-любителя после прохождения спецподготовки в организации, которая не имеет лицензии, а потом пройти еще спецкурс», – отмечается на сайте «Российской газеты».

 

Статья 26.1, согласно проекту вносимых изменений, дополняется следующими положениями, касающимися допуска водителей к осуществлению коммерческих перевозок, перевозок для собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

1. Право на осуществление водителями коммерческих перевозок пассажиров и перевозок пассажиров для собственных нужд автобусами юридических лиц или индивидуальных предпринимателей подтверждается:
 
водительским удостоверением, соответствующим категории управляемого транспортного средства;
 
документом о квалификации −  свидетельством о профессии водителя транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров, подтверждающим прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки или переподготовки либо повышения квалификации водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, с даты выдачи которого прошло не более 5 лет.
 
2. Право на осуществление водителями коммерческих перевозок грузов, перевозок грузов для собственных нужд грузовыми автомобилями юридических лиц или индивидуальных предпринимателей подтверждается:
 
водительским удостоверением, соответствующим категории управляемого транспортного средства;
 
документом о квалификации − свидетельством о профессии водителя транспортного средства, осуществляющего перевозки грузов, подтверждающим прохождение обучения по программам профессиональной подготовки или переподготовки либо повышения квалификации водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, с даты выдачи которого прошло не более 5 лет.

 

Для категории «любители» обучение может упроститься

Касаемо рядовых водителей легковых транспортных средств, используемых частным образом, их программа обучения, по мнению авторов проекта, избыточна. Они вынуждены изучать ряд организационно-управленческих дисциплин, не связанных с безопасностью дорожного движения.

 

Так, в соответствии с программами, утвержденными приказом № 1408, при обучении на категорию «В» необходимо изучить:

нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом;

технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей;

принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов;

специализированный подвижной состав;

диспетчерское руководство работой подвижного состава;

оперативный учет работы водителей и так далее.

 

Все эти знания обычным автомобилистам ни к чему. Они быстро забудутся и смысла не несут даже в том случае, если в будущем гражданин захочет пересесть за руль пассажирского автобуса или большегруза.

 

 

Подготовку водителей-любителей предлагается вывести за рамки закона об образовании. То есть готовить их будут образовательные организации по программам специальной подготовки. Такого термина в законе об образовании нет. То есть лицензию на подготовку водителей эти образовательные организации получать не будут.