Что представляет собой утилизация старых автомобилей в России: программа для автохлама, сроки проведения, особенности утилизации. Фото и видео.
Случается, что некий автомобиль, попавший в бережливые руки, спустя не один десяток лет после выпуска ездит как новенький. Но бывает и по-другому, когда выработавшая свой эксплуатационный ресурс техника ржавеет без дела. Много за такую машину не выторгуешь, да и кому она вообще нужна в таком жалком состоянии?
Но владельцу такого автомобиля отчаиваться не стоит. Ведь простаивающую рухлядь можно отправить на переработку, причём небезвозмездно.
Программа для автохлама
С начала 2010 года в России действует федеральная программа утилизации автомобилей, нацеленная на поддержку автопрома и авторынка страны, а также повышение уровня безопасности на проезжей части. Кроме того, инициатива призвана улучшить состояние окружающей среды, поскольку новые машины меньше загрязняют воздух, по сравнению со старыми. И ненужный автохлам лучше направлять на утилизацию, чем просто хранить его на свалке.
Для этих целей владельцам автомобилей, имеющих возраст более десяти лет и находящихся в руках у собственника не менее полугода, предоставляется возможность сдать это транспортное средство на утилизацию, а взамен получить специальный сертификат, дающий право в случае приобретения новой машины снизить её цену на сумму от 50 до 350 тыс. рублей. За время своей работы программа претерпела некоторые изменения:
- в настоящее время средства на реализацию проекта передаются в виде дотаций регионам, которые сами снабжают автопроизводителей компенсациями в размере, зависящем от годового объёма продаж автомобилей;
- проект открыт для участия как частных лиц, так и компаний, в том числе и лизинговых;
- на переработку можно сдавать легковые машины, грузовики, а также и автобусы;
- в начале проект предлагал приобрести с дисконтом только Ладу, затем к программе подключились Renault, Nissan и другие автопроизводители;
- стала доступной система «trade-in» и передача автомобиля не просто на переплавку, а для ремонта с последующей перепродажей.
К переработке по госпрограмме принимаются машины, собранные в любой стране и под любым брендом. Автомобили же, сдающиеся на восстановление по методу «trade-in», должны быть выпущены не раньше, чем за шесть лет до их передачи.
Сдал «Жигуль» – купил Volkswagen
Приобрести новое авто со скидкой можно в том же торговом центре, куда было доставлено старое. Но не обязательно – это могут быть и разные места. Кредит здесь тоже доступен, просто для его получения к документам нужно будет добавить и справку об утилизации транспортного средства. Обычно это выглядит так:
- старая машина доставляется в автосалон;
- составляется договор об утилизации автомобиля, на дилера оформляется доверенность;
- собираются документы для переработки старого автомобиля: копии паспортов транспортного средства и его хозяина, свидетельство о принадлежности машины, справка о том, что такое владение имело место в течение последних шести месяцев;
- покупатель производит оплату услуг дилера, стоимость которых зависит от договора и в среднем по России составляет 10 тыс. руб.;
- старая машина подвергается переработке, её владелец получает справку об этом;
- утилизированная техника снимается с учёта ГИБДД;
- сертификат об утилизации передаётся в автомагазин;
- наконец, оформляется договор покупки новенькой машины.
Таким образом, при расчёте окончательной цены нового автомобиля будет учтена и компенсация за старый. И хотя для покупки по программе утилизации доступны только машины российского производства, это вовсе не значит, что их ассортимент ограничен Ладами или УАЗами – в этом списке есть и престижные иномарки, например, Skoda Octavia или Volkswagen Polo.
Размер самой скидки зависит от того, что сдаётся и что покупается. В частности, компенсация за утилизацию для разных видов транспорта составляет:
- легковой автомобиль – 50–175 тыс. руб.;
- внедорожники — 90-140 тыс. руб.;
- среднетоннажные грузовики – 90-350 тыс. руб.;
- автобусы – 100-300 тыс. руб.;
- спецтехника – 100-350 тыс. руб.;
- продукция АвтоВАЗа – 50 тыс. руб.
Для автолюбителей проект по приёму старой техники оказался весьма выгодным. Во всяком случае, в первое время его реализации. Например, в 2011 году за какой-нибудь металлолом на колёсах можно было получить 50 тыс. рублей на приобретение нового авто. Lada Granta тогда оценивалась в сумму от 229 тыс. руб. – не так уж и дорого. Плюс ещё и дисконт почти на 22%. Однако за время действия программы машины значительно подорожали, а субсидии на ряд моделей снизились, но не на все.
Среди автомобилей, предлагаемых к покупке по этой программе, пожалуй, наименьшей скидки удостоились модели от Renault: Logan и Sandero – всего 25 тысяч рублей. Наибольший же дисконт здесь получили грузовики от ГАЗ — до 350 тыс. руб.
Бывало и так, что автомобилисты, сдавая старую классическую модель Lada, взамен приобретали такую же новую. Какого-то особого инновационного подъёма от подобных сделок автопарк не испытывал. Хотя, свежевыпущенные машины из «раритетной» серии обладали более высоким экологическим классом, и программа по утилизации всё же способствовала уменьшению загрязнения окружающей среды. А проблема с недостаточным моральным обновлением продукции АвтоВАЗа разрешилась сама собой после снятия предприятием с производства собственной автоклассики.
Сроки проведения программы
Утилизация автомобилей в 2020 году проводится несколько по-иному, чем в предыдущем. Теперь можно сдавать практически любые транспортные средства, подходящие по времени нахождения в собственности и возрасту. А такие факторы, как пробег, исправность, производитель, модель, а также страна выпуска в данном случае роли не играют.
Периодически правительство России продлевает действие проекта по утилизации старых авто на период, составляющий по меньшей мере год. Пока что срок реализации программы ограничен 2020 годом, но, по словам её кураторов, приём старых машин в обмен на новые прекращать не планируется.
И всё же, как дальше будет работать эта программа, не совсем ясно. Принимать-то машины на утилизацию не перестанут, а вот будут ли скидки, вопрос остаётся открытым. Так что владельцам сертификатов лучше поторопиться с покупкой.
Где и как происходит утилизация
На территории России переработку автомобилей осуществляют несколько крупных компаний и десятки тех, что поменьше. Автовладелец, желающий сдать транспортное средство на утилизацию, предусмотренную программой, вправе выбирать, куда его отвезти:
- в частную компанию;
- в государственный пункт приёма автомобилей.
С машины, прибывшей на разбор, первым делом снимаются комплектующие и очищаются от технических жидкостей. Со стёклами, шинами и прочими неметаллическими элементами разбираются отдельно. Железный кузов автомобиля отправляется под пресс, а затем и в переплавку. Оставшиеся детали восстанавливаются либо по-своему утилизируются.
Между тем, если за машину был уплачен утилизационный сбор, то по закону её должны утилизировать бесплатно. Однако транспортное средство, в паспорте которого не стоит отметка об оплате утильсбора, иногда могут без проблем бесплатно принять на переработку, а то ещё и сами привезти и даже немного доплатить. Дело тут в модели автомобиля и его оснащении.
Ситуация может сложиться и наоборот. Например, утилизация машины по госпрограмме проводится бесплатно, только вот оформление документов будет стоить… 1000 рублей.
Также эксперты не советуют затягивать со снятием сданного на утилизацию авто с учёта ГИБДД. Ведь пока этого не сделано, за транспортное средство придётся платить налог.
Авторазборки и металлолом
И всё же, помимо рассмотренной программы, можно найти и другие варианты утилизации автомобиля. Например, передачу машины на авторазборку либо проведение самостоятельной ее раскомпоновки. В этих случаях с транспортного средства снимается всё, что исправно и реализуется. Суммарная выручка от такой распродажи может значительно превысить стоимость машины в сборе. Однако тогда ни о каком сертификате и речи не может идти.
Никто не отменял и вариант отправки авто в пункт приёма металлолома. В некоторых случаях это даже выгоднее, чем участие в программе по утилизации. Например:
- автовладелец желает сдать старую машину без покупки новой;
- старый автомобиль не подошёл под условия программы утилизации;
- планируется приобретение подержанного автомобиля или собранного за пределами России.
К тому же, в пункте приёма металлолома можно получить «настоящие» деньги и потратить их не только на покупку нового автомобиля, но и на что-нибудь другое. Хотя рассчитывать на большую сумму вряд ли стоит. К примеру, рядовая легковушка, проданная в качестве груды железа, принесёт около 10 тысяч рублей.
Если машину всё же решено отвезти в пункт приёма металлолома, то до перед этим её следует снять с учёта ГИБДД. А ещё – снять с неё сидения, руль, приборную панель и иные детали, не имеющие номеров. Эти элементы можно продать на разборке.
А вот пронумерованные детали машины не должны быть использованы при ремонте других автомобилей, поэтому важно выбрать надёжный пункт приёма металлолома. Ещё транспортное средство можно не сдавать напрямую на металлобазу, а продать посреднику, занимающемуся переплавкой старой техники.
Заключение
Машина, срок эксплуатации которой вышел, всё ещё сможет послужить своему владельцу, существенно снизив стоимость автомобиля, приобретаемого по государственной программе утилизации старой техники. Если раритет на ходу и смотрится более-менее нормально, то его можно передать дилеру в качестве оплаты по trade-in.
В пункте приёма металлолома или на авторазборке сертификат на скидку не выдадут. Но если в ближайшее время не планируется приобретение нового транспортного средства, то так ли нужна сия бумага?
Видео об утилизации дорогих машин: