Система остывания мотора — uzkinobiz.ru

На фото схема системы остывания мотора Nissan Almera G15
Система остывания движков обычного типа охлаждает его нагреваемые детали. В системах современных каров она делает и остальные функции:

  • охлаждает масло системы смазки;
  • охлаждает воздух, циркулирующий в системе турбонаддува;
  • охлаждает отработавшие газы в системе их рециркуляции;
  • охлаждает рабочую жидкость автоматической коробки;
  • нагревает воздух, циркулирующий в системах вентиляции, отопления и кондиционирования.

Есть несколько методов остывания мотора, от внедрения которого зависит тип применяемой системы остывания. Различают жидкостную, воздушную и комбинированную системы. Жидкостная — отводит от мотора тепло с помощью потока воды, а воздушная — потока воздуха. В комбинированной системе оба этих метода объединены.

Почаще остальных в карах употребляется жидкостная система остывания. Она умеренно и довольно отлично охлаждает детали мотора и работает с наименьшим шумом, чем воздушная. Основываясь на популярности жидкостной системы, конкретно на её примере и будет рассмотрен принцип деяния систем остывания мотора кара в целом.

Схема системы остывания мотора

На фото схема системы остывания мотора кара ВАЗ 2110 с карбюратором и ВАЗ 2111 с инжектором (оборудование для впрыска горючего).
Для бензинового и дизельного движков используются идентичные конструкции систем остывания. Их обычный набор частей последующий:

  • обыденный, масляный радиатор и радиатор охлаждающей воды;
  • вентилятор радиатора;
  • центробежный насос;
  • термостат;
  • теплообменник отопителя;
  • расширительный бачок;
  • рубаха остывания мотора;
  • система управления.
  • Разглядим любой из этих частей по отдельности:

    1. Радиаторы.

  • В обыкновенном радиаторе подогретая жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Чтоб повысить его эффективность, в конструкции употребляется особое устройство трубчатого вида.
  • Масляный радиатор предназначен для уменьшения температуры масла системы смазки.
  • Для остывания отработавших газов системы их рециркуляции используют 3-ий вид радиаторов. Он дозволяет охлаждать топливно-воздушную смесь при её сгорании, по этому меньше создается оксидов азота. Доп радиатор обеспечен отдельным насосом, который также включен в систему остывания.
  • 2. Вентилятор радиатора. Для увеличения эффективности работы радиатора в нём употребляется вентилятор, который может иметь разный приводной механизм:

    • гидравлический;
    • механический (соединен на неизменной базе с коленчатым валом мотора кара);
    • электронный (работает от тока аккума).

    Более всераспространен электронный вид вентиляторов, управление которым осуществляется в довольно широких границах.

    3. Центробежный насос. С помощью насоса в системе остывания обеспечивается циркуляция её воды. Центробежный насос быть может обустроен разным типом привода, к примеру, ременным либо же шестеренным. У движков с турбонаддувом кроме основного быть может применен доп центробежный насос для наиболее действенного остывания турбокомпрессора и наддувочного воздуха. Для управления работой насосов употребляется блок управления движком.

    4. Термостат. С помощью термостата осуществляется регулировка количества воды, попадающей в радиатор. Устанавливается термостат в патрубке, ведущем к радиатору от рубахи остывания мотора. Благодаря термостату можно управлять температурным режимом системы остывания.

    В карах с массивным движком быть может применен термостат несколько другого вида — с электронным обогревом. Он способен обеспечить регулирование температурного режима воды системы в двухступенчатом спектре при 3-х рабочих положениях.

    В открытом состоянии таковой термостат находится во время наибольшей работы мотора. При всем этом температура охлаждающей воды, проходящей через радиатор, снижается до 90 °С, по этому понижается возможность детонации мотора. В других 2-ух рабочих положениях термостата (открытое и полуоткрытое) температура воды будет поддерживаться на отметке 105 °С.

    5. Теплообменник отопителя. Поступающий в теплообменник воздух греется для следующего его использования в отопительной системе кара. Для увеличения эффективности работы теплообменника его располагают конкретно на выходе охлаждающей воды, прошедшей через движок и имеющей высшую температуру.

    6. Расширительный бачок. Вследствие конфигурации температуры охлаждающей воды изменяется и её размер. Чтоб восполнить его, в систему остывания встраивается расширительный бачок, поддерживающий размер воды в системе на этом же уровне.

    7. Рубаха остывания мотора. В конструкции таковая рубаха представляет собой каналы для воды, проходящие через головку блока мотора и блок цилиндров.

    8. Система управления. В качестве частей управления системы остывания мотора в ней могут быть представлены последующие устройства:

  • Температурный датчик циркулирующей воды. Датчик температуры конвертирует величину температуры в подобающую величину электронного сигнала, который подается на блок управления. В тех вариантах, когда система остывания употребляется для остывания отработавших газов либо в остальных задачках, в ней быть может установлен ещё один температурный датчик, устанавливаемый на выходе радиатора.
  • Блок управления на электрической базе. Получая от датчика температуры электронные сигналы, блок управления автоматом реагирует и делает надлежащие действия на остальные исполнительные элементы системы. Обычно, блок управления имеет программное обеспечение, выполняющее всю функции по автоматизации процесса обработки сигналов и опции работы системы остывания.
  • Также, в системе управления могут быть задействованы последующие устройства и элементы: реле остывания мотора опосля его остановки, реле вспомогательного насоса, термостатный нагреватель, управляющий блок радиаторного вентилятора.
  • Механизм работы системы остывания мотора в действии

    Налаженная работа остывания обоснована наличием системы управления. В карах с современными движками её деяния основаны на математической модели, в какой учтены разные характеристики характеристик системы:

    • температура смазочного масла;
    • температура воды, применяемой для остывания мотора;
    • температура внешной среды;
    • остальные принципиальные характеристики, действующие на работу системы.

    Система управления, оценивая разные характеристики и их воздействие на работу системы, компенсирует их воздействие регулированием критерий работы управляемых частей.

    При помощи центробежного насоса осуществляется принудительная циркуляция охлаждающей воды в системе. Проходя через рубаху остывания жидкость греется, а попав в радиатор — остывает. Нагревая жидкость, сами детали мотора остывают. В рубахе остывания жидкость может циркулировать как в продольном (по полосы цилиндров), так и в поперечном направлении (от 1-го коллектора к другому).

    От температуры охлаждающей воды зависит круг ее циркуляции. Во время пуска мотора он сам и охлаждающая жидкость прохладные, и чтоб убыстрить его нагрев жидкость направляется на малый круг циркуляции, минуя радиатор. В предстоящем, при нагревании мотора, термостат греется и меняет свое рабочее положение на полуоткрытое. Вследствие этого охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор.

    Если встречного потока воздуха радиатора недостаточно для снижения температуры воды до требуемого значения, врубается вентилятор, образующий доп поток воздуха. Охлажденная жидкость вновь попадает в рубаху остывания и цикл повторяется.

    Если в каре употребляется турбонаддув, то он быть может обустроен двухконтурной системой остывания. 1-ый её контур охлаждает сам движок, а 2-ой — наддувочный поток воздуха.

    Смотрите познавательное видео про механизм работы системы остывания мотора:

    Оцените статью
    Добавить комментарий