Рассмотрение трудовых споров в КТС

Аббревиатура КТС – это сокращенное название комиссии по трудовым спорам. Ее наличие на предприятии позволяет урегулировать конфликт между сотрудником и работодателем, не обращаясь в суд. Однако компетенция КТС ограничена, и не любой трудовой спор ей подвластен. Создание подобной комиссии не является обязательным, она формируется по инициативе сотрудников или работодателя. При возникновении трудового спора его участники вправе обратиться в суд, минуя КТС (391-я ст. Трудового кодекса РФ). Однако, во многих случаях подключение комиссии помогает решить спорный вопрос быстро, без лишней волокиты.

КТС в трудовом праве: понятие и компетенция

КТС – орган, образуемый на конкретном предприятии для рассмотрения индивидуальных трудовых споров (в пределах его компетенции). В него включаются представители рабочего коллектива и работодателя, и их число с каждой стороны должно быть равным. Особенностью работы этой комиссии является рассмотрение трудового спора только по инициативе работника. В Трудовом кодексе ничего не говорится о том, что такое же правомочие есть и у работодателя (385-я ст., 386-я ст. ТК РФ).

Какие споры рассматривает КТС в рамках своей компетенции, определено в 385-й ст. ТК РФ РФ. Здесь говорится, что комиссия вправе урегулировать спор, в отношении которого не установлена особая процедура рассмотрения. В ТК РФ перечислены категории трудовых споров, решать которые уполномочен только суд – по исковому заявлению стороны конфликта. К ним относятся споры:

    о восстановлении гражданина на прежней работе;

    о дискриминации, допущенной работодателем;

    об отказе в трудоустройстве в данную организацию;

    об изменении основания и даты увольнения;

    о нарушениях при обработке персональных данных сотрудника;

    о переводе на другое место работы;

    об оплате вынужденного простоя, и некоторые другие споры (391-я ст. ТК РФ).

Однако, довольно много спорных вопросов могут решаться членами комиссии. В частности, рассмотрению в КТС подлежит спор о правомерности применения к работнику дисциплинарного взыскания, невыплате премий, изменении условий трудового контракта, размера доплаты за совмещение и т.д.

КТС могут создаваться не на уровне организации, а в ее отдельном структурном подразделении (384-я ст. ТК РФ). В этом случае полномочия комиссии не выходят за его границы и распространяются только на определенных сотрудников.

Читайте также: Срок исковой давности по трудовым спорам

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС: процедура

Прежде, чем обратиться в КТС, сотрудник должен попытаться уладить разногласия с работодателем самостоятельно (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Если мирно урегулировать конфликт не удалось, он вправе подать заявление в комиссию с просьбой разрешить спор. На это у него есть три месяца – таков срок обращения в КТС. Они отсчитываются со дня, когда заявитель узнал (должен был узнать) о нарушении своих трудовых прав (386-я ст. ТК РФ).

Приняв заявление, комиссии необходимо решить спор в 10-дневный срок. Если работником не подано ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие, он обязан либо лично явиться на заседание, либо прислать своего представителя. КТС вправе запрашивать у работодателя необходимые документы, заслушивать приглашенных свидетелей. Решение принимается простым большинством голосов, подсчитанных после проведения тайного голосования. Чтобы оно было правомочным, на заседании КТС должно присутствовать не менее 50% представителей от каждой стороны – работников и работодателя (387-я ст. ТК РФ).

Обжаловать решение КТС вправе как работник, так и работодатель. Они могут сделать это, обратившись в суд. Для обжалования установлен 10-дневный срок – со дня получения копии решения комиссии (на ее изготовление и вручение дается три дня).

Если ни одна из сторон конфликта не обратилась в судебную инстанцию, решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней (после истечения 10-дневного срока на обжалование). В случае, когда оно не выполняется, работнику вручается специальное удостоверение, приравниваемое к исполнительному документу. И тогда решение подлежит принудительному исполнению, с привлечением судебного пристава (389-я ст. ТК РФ).

Рассмотрение трудовых споров в КТС: плюсы и минусы

Комиссия по трудовым спорам не является первичным правоприменительным органом, куда обязательно должен обращаться работник. Он вправе сразу обратиться в суд, независимо от того, есть ли на предприятии КТС, или она отсутствует. Принимая решение, сотрудник должен оценить плюсы и минусы привлечения комиссии для разрешения спора с работодателем.

К преимуществам обращения в КТС можно отнести:

    простота процедуры, отсутствие необходимости собирать справки, доказательства, привлекать юристов для составления иска;

    оперативное рассмотрение спора;

    знание особенностей конкретного производства, личностных характеристик работника и прочих нюансов конфликта членами КТС.

Среди явных минусов следует назвать ограниченные полномочия КТС по видам трудовых споров, которые она вправе рассматривать, а также возможная необъективность при принятии решения. Члены КТС, какую бы сторону они не представляли, трудятся на одном предприятии, и работодатель зачастую имеет рычаги для давления с целью разрешить конфликт в свою пользу.

Источник: spmag.ru