Совместные проверки ФНС и ФСС

Передача ФНС контрольно-административных функций за полнотой и своевременностью бюджетных поступлений изменила прежний порядок перечислений платежей в фонды, что отразилось в документальном сопровождении этих операций и вызвало необходимость обмена информацией между ведомствами. Еще 30.11.2016 между ФНС и ФСС было заключено соглашение №№ ММВ-23-11/27@ / 02-11-13/06-5262П об информационном обмене, регламентирующее основные аспекты взаимодействия между этими ведомствами.

Сегодня возникла необходимость предметного освещения целого ряда моментов, связанных не только с вопросами передачи конфиденциальной информации (перечисления платежей в бюджет, их уточнения, доначисления, или, наоборот, возврата), но и повышения эффективности проверок деятельности компаний. По этим причинам действующий между федеральными службами регламент дополнен специальным дополнительным соглашением № 1 от 23.10.2018 г., инспирирующим проведение объединенных проверок ФНС и ФСС. Рассмотрим, какие вопросы регулируются с его заключением.

Проведение совместных проверок ФНС и ФСС

Соглашением от 30.11.2016 предусмотрены принципы взаимодействия служб, базирующиеся на взаимном обмене сведений, проведении совместных консультаций, создании совместных рабочих групп и участие в семинарах. Теперь, объединив свои силы, ФНС и ФСС договорились о совместных одновременных проверках, закрепив договоренности дополнительным соглашением № 1.

Согласно этому документу, подписанному сторонами и введенному в действие 23 октября 2018, оба ведомства будут одновременно осуществлять выездные проверки деятельности плательщиков-страхователей, руководствуясь п. 7 ст. 4.7 закона о соцстраховании на случай нетрудоспособности и материнства № 255-ФЗ от 29.12.2006. Речь в документе идет о проверках:

    Фондом соцстрахования – достоверности расходов компаний по выплатам страхового обеспечения;

    налоговыми органами – правильности и полноты исчисления страховых взносов и своевременности их перечисления.

Наряду с утверждением проведения одновременных проверок обеими службами, существенные корректировки коснулись организации передачи информации от ФНС в ФСС (приложение 1к допсоглашению) и, наоборот – от ФСС в ФНС (приложение 2 к допсоглашению). Оба перечня переработаны, расширены и изложены в обновленной редакции.

К примеру, ФНС будет информировать ФСС о фактах привлечения компании к ответственности за выявленное в рамках камеральной проверки налоговое правонарушение, о суммах задолженности по страховым отчислениям. В свою очередь ФСС обязательно уведомит налоговый орган о принятых решениях по объемам незачтенных затрат на выплату страхового обеспечения как до 01.01.2017, так и после этой даты.

Предполагается конкретизация сумм задолженностей, измененных с принятием решений по их списанию, т.е. ИФНС обязана передавать сведения о списанных суммах пеней, недоимок или штрафов по страховым отчислениям, а отделения ФСС – о произошедших изменениях сумм сальдо расчетов по страховым взносам, штрафам или пени.

Порядок проведения совместных проверок

Организация совместных проверок предполагает прежнее разграничение полномочий между контролирующими органами, т. е. ФСС ревизует обоснованность произведенных затрат по страховым случаям, а ФНС – правомерность применения пониженных тарифов, зачетов затрат за счет отчислений, правильность их расчета и уплаты.

Как правило, проверке подвергаются юридические лица и ИП, если:

    фирмой были осуществлены затраты за счет средств соцстраха в значительных размерах;

    компанией от ФСС получены крупные суммы на расходы по соцстрахованию;

    при камеральной проверке налоговиками установлены факты нарушения в расчете или перечислении страховых взносов.

Согласно п. 7 ст. 4.7 закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 совместно с ФНС не рассматриваются обращения страхователей в Фонд по поводу отказа в выплате страховых возмещений или неправильного определения объема страхового обеспечения. Вопросами рассмотрения обращений страхователя о выделении средств на выплату страховых возмещений также занимается ФСС. Фонд может организовать проверку (камеральную или выездную) обоснованности расходов, затребовав от страхователя необходимые документы, не привлекая к проверке инспекторов ФНС.

Таким образом, проверки ФСС/ФНС будут проводиться повсеместно, но в рамках своих направлений в соответствии с планами проверок либо, осуществляя внеплановые контрольные мероприятия при необходимости. 

Источник: spmag.ru