Тайм-чартер — это контракт аренды морского судна, одна из его разновидностей. Английское словосочетание time charter на российский язык можно перевести как «временное фрахтование» корабля. К схожей сделке прибегают для воплощения грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, проведения научных экспедиций, организации увеселительных мероприятий для туристов и остальных целей торгового мореплавания.
Тайм-чартер судов: индивидуальности контракта
Контракт временного фрахтования морского судна заключается с учетом требований Кодекса торгового мореплавания РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) (ст. 198-210 КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)). Это главный правовой документ, регулирующий дела меж судовладельцем и фрахтователем (арендатором) корабля.
Тайм-чартер судна значит, что оно отдается в аренду вкупе экипажем. Обладатель корабля обязуется передать его на определенный срок за плату, обусловленную заключенным контрактом (ст.198 КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)) Он же должен укомплектовать судно проф командой.
Не считая размера платы (ставка фрахта), в подписанном сторонами соглашении непременно указывается (ст. 200 КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)):
- наименования участников контракта – собственника корабля и арендатора;
заглавие судна;
цель аренды судна;
район, где оно будет плавать;
технические, эксплуатационные свойства корабля (грузовместимость, скорость перемещения и т.п.);
пространство и время передачи/возврата судна;
срок деяния контракта.
Тайм-чартер международное личное право употребляет несколько веков, более развит этот институт в таковой сильной морской державе, как Англия. Развивать его пришлось, чтоб минимизировать опасности временной передачи судна нерадивым фрахтователям. Не имея способности приобрести свой корабль, они брали его в аренду за посильную плату, опосля чего же похищали судно. Для защиты от схожих действий в контракт тайм-чартера врубается пункт, касающийся особенной подчиненности членов судовой команды.
Согласно ст. 206 Кодекса торгового мореплавания РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), экипаж корабля, включая капитана, остаются в руководстве судовладельца на весь период деяния контракта. Тайм-чартер судов оставляет за судовладельцем право распоряжаться управлением судна. А именно, он решает вопросцы судовождения, формирования экипажа, установления правил внутреннего распорядка. Члены судовой команды должны делать лишь те распоряжения фрахтователя, которые касаются коммерческого использования корабля. К примеру, он может поменять норму добычи рыбы, но не вправе вынудить экипаж ловить ее в местах, угрожающих сохранности судна (без согласования с судовладельцем).
Стоимость аренды судна в тайм-чартере, ставки тайм-чартера стороны контракта определяют без помощи других. В согласовании с п. 1 ст. 208 КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), арендатор судна, получивший его в неисправном состоянии, не платит фрахт за время, в течение которого он не мог его употреблять. Также в этом случае он не несет расходы на починку корабля – они всецело ложатся на судовладельца.
Другое дело, когда неисправность судна произошла по вине фрахтователя. Тогда поломка ликвидируется за его счет. По истечении контракта тайм-чартера, арендатор должен возвратить собственнику корабль в исправном состоянии, с учетом обычного износа.
Доходы, приобретенные фрахтователем в процессе эксплуатации арендованного судна, являются его собственностью. Исключением является доход от спасания – если он получен опосля того, как заключен тайм-чартер, КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) предписывает распределить их меж фрахтователем и судовладельцем в равных толиках, но за вычетом из общей суммы расходов на спасание (ст.204, 210 КТМ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)).
Тайм-чартер морских судов: права и обязанности сторон
Кодекс торгового мореплавания наделяет судовладельца и фрахтователя определенным комплексом возможностей и обоюдных обязанностей.
Права и обязанности собственника корабля
Судовладелец вправе рассчитывать на своевременное получение фрахта (арендной платы) в объеме, установленном контрактом. Не считая того, он должен получить судно назад в обсужденный срок и в исправном состоянии.
Собственник корабля отвечает за оснащение судна, за профессионализм и укомплектование экипажа. Он должен застраховать судно, нести расходы на оплату труда членов команды. Он передает корабль в состоянии, подходящем для его использования в целях арендатора, а потом поддерживает его техно «форму» за собственный счет (если лишь поломки не происходят по вине фрахтователя).
Права и обязанности фрахтователя
Арендатор имеет право беспрепятственно употреблять за плату судно в целях, обусловленных контрактом с судовладельцем. Он должен получить судно от собственника в исправном виде, и его основная обязанность – в таком же виде вернуть корабль судовладельцу.
Полные тексты нормативных документов в животрепещущей редакции вы постоянно можете поглядеть в КонсультантПлюс.