Свечи накала в дизельных двигателях выполняют важнейшую функцию — они нагревают камеру сгорания для облегчения запуска двигателя, особенно в холодное время года. Как и любой другой элемент автомобиля, свечи накала подвержены износу, поэтому важно знать, как их правильно проверить, чтобы избежать проблем с запуском мотора.
Признаки неисправности свечей накала
Проблемы со свечами накала чаще всего сопровождаются рядом заметных симптомов. Основные из них включают:
- Сигнализация на приборной панели: значок в виде спирали может указывать на неисправность нагревателей. Он должен загораться при включении зажигания и гаснуть, когда свечи прогреются. Если индикатор загорается повторно или остается включенным, это сигнализирует о возможной проблеме.
- Ошибки системы управления: современные автомобили часто сообщают о неисправностях через бортовую диагностику, показывая коды ошибок, связанные со свечами.
- Трудности с запуском двигателя: если мотор не заводится или требует длительного времени для запуска, это может быть связано с неисправными свечами накала.
Наиболее явным признаком неисправности является полный отказ двигателя запускаться, особенно в условиях низкой температуры.
Методы проверки свечей накала без снятия
Проверка свечей накала без их демонтажа с двигателя удобна и позволяет сэкономить время. Существует несколько способов диагностики:
- Проверка мультиметром.
- Использование лампочки на 12 вольт.
- Проверка на искру.
Каждый метод имеет свои особенности и подходит для определенных ситуаций.
Проверка лампочкой на 12 вольт
Этот метод позволяет быстро определить наличие обрыва в цепи спирали свечи. Для проверки потребуется обычная автомобильная лампа на 12 В. Последовательность действий следующая:
- Подключите провод от электрода свечи к положительному выводу аккумулятора через лампу.
- Прижмите корпус свечи к двигателю или кузову автомобиля.
- Обратите внимание на поведение лампочки:
- Если она загорается, значит, цепь не повреждена.
- Если лампа остается выключенной, это свидетельствует об обрыве спирали.
Этот метод можно считать базовым и недостаточно точным, так как он не дает информации о сопротивлении спирали, что важно для полной диагностики.
Использование мультиметра
Мультиметр позволяет определить состояние свечей накала более точно. Он измеряет сопротивление спирали и помогает выявить короткие замыкания или обрывы. Для проверки выполните следующие действия:
- Установите мультиметр в режим измерения сопротивления.
- Один щуп подключите к электроду свечи, а второй — к ее корпусу.
- Проверьте показания прибора:
- Нормальное сопротивление должно быть в пределах 0,7–1,8 Ом.
- Значение выше нормы указывает на обрыв цепи.
- Значение ниже нормы может свидетельствовать о коротком замыкании.
Дополнительно можно измерить ток, потребляемый свечей, подключив мультиметр в разрыв положительного провода. В исправном состоянии свечи потребляют от 5 до 20 ампер, а в некоторых случаях до 50 ампер.
Метод проверки на искру
Этот метод напоминает тест свечей зажигания в бензиновых двигателях. Он позволяет определить работоспособность свечи по наличию искрения:
- Подключите центральный электрод свечи к положительному выводу аккумулятора.
- Минусовой провод слегка прижмите к корпусу свечи.
- Обратите внимание на искру:
- Сильное искрение указывает на исправность свечи.
- Слабая искра или ее отсутствие говорят о необходимости замены нагревателя.
Проверка свечей накала после снятия
Для более тщательной диагностики свечу можно выкрутить из двигателя. Это позволяет оценить не только ее электрические свойства, но и механическое состояние. Основные этапы проверки включают:
- Подключение к аккумулятору:
- Соедините центральный электрод свечи с положительным выводом аккумулятора.
- Прижмите корпус свечи к отрицательному выводу.
- Оцените скорость нагрева — исправная свеча должна разогреваться за 3–5 секунд.
- Измерение сопротивления: Используйте мультиметр, чтобы подтвердить соответствие норме.
- Визуальный осмотр: Проверьте свечу на наличие механических повреждений, таких как трещины, оплавления или иные дефекты.
Причины оплавления кончика свечи
Одной из распространенных проблем является повреждение наконечника свечи накала. Возможные причины:
- Подача топлива раньше времени: это приводит к перегреву свечи из-за неравномерного сгорания смеси.
- Низкая компрессия: проблемы с герметичностью цилиндра заставляют свечу работать на пределе своих возможностей.
- Позднее зажигание: нарушения в работе топливной системы могут стать причиной перегрева свечи.
- Негерметичность напорного клапана: неисправный клапан может допускать утечку топлива, что также влияет на состояние свечи.
- Забитые форсунки: неправильное распыление топлива приводит к перегреву свечей.
Поврежденные свечи можно узнать по таким признакам, как оплавление, трещины или другие механические дефекты.
Рекомендации по установке свечей
Правильная установка свечей накала имеет ключевое значение для их долговечности. Основные моменты:
- Тщательно затягивайте свечи: соблюдайте момент затяжки, указанный производителем (обычно 20 Н·м).
- Избегайте перетяжки: это может привести к повреждению резьбы, утрате герметичности и проблемам с запуском двигателя.
- Следите за состоянием резьбы: износ или повреждения могут вызвать утечку компрессии.
Свечи накала играют критическую роль в работе дизельного двигателя, особенно в условиях низких температур. Регулярная проверка их состояния и своевременная замена помогают избежать проблем с запуском мотора и продлевают срок службы нагревателей.