Перегрев автомобиля – симптомы, ремонт, профилактика

Что делать при перегреве автомобиля: симптомы перегрева машины, ремонт, профилактика, экстренные действия. Видео о причинах перегрева автомобиля.

Когда на улице плюс 30, даже оборудованный современным кондиционером автомобиль рискует стать похожим на сауну. А если у машины отсутствует подобная климатическая техника, зато имеются проблемы с системой охлаждения двигателя? Что же делать в таких случаях?

Где укрыться от солнца

Одной из причин перегрева автомобиля может стать долгое нахождение его под палящими солнечными лучами. И не важно, насколько у машины, принявшей обильную тепловую ванну, продвинутая система климат-контроля: салон «раскалённого» транспортного средства вряд ли будет обладать высоким уровнем комфорта.

Во избежание такой неприятности просто не следует оставлять машину подолгу на солнце. Лучше найти ей место на прохладной подземной парковке, что, впрочем, не так-то и просто. Но даже в обычном гараже, на многоуровневой стоянке или под каким-нибудь навесом автомобиль не так сильно нагревается, как при воздействии прямых солнечных лучей.

В случае отсутствия поблизости доступных сооружений, способных укрыть машину от солнца, желательно постараться поставить её в тень. При этом следует учитывать свойство тени в течение дня изменять свой рисунок. Ведь участок, надёжно затенённый в 10 утра, к 15 часам способен стать раскалённой сковородкой.

Если же и с тенью проблемы, то стоит попробовать защитить от перегрева хотя бы переднюю часть автомобиля, чтобы можно было потом элементарно сидеть на кресле и держать руль. Для этого машина паркуется багажником к солнцу. Или капотом, если на ней установлен солнцезащитный экран.

Отражатели зноя

Подобные приспособления позволяют не только защитить салон автомобиля от выгорания, но и существенно снизить температуру внутренней отделки, нагревающейся в жару иногда до 80–90 градусов. А пластиковые элементы в ходе поездки порой чуть ли не раскаляются под солнцем, да так, что к ним просто невозможно прикоснуться.

Конструктивно солнцезащитный экран обладает двумя светоотражающими листами с теплоизоляционной прослойкой. Для получения максимального эффекта эти блестящие панели устанавливаются на переднее стекло машины, причём, снаружи. Жар всё же лучше оставлять на улице, чем в салоне.

Для установки на машине отражающих щитов могут применяться самые разные крепёжные элементы, которые, однако, имеют свойство со временем ослаблять хватку и попросту отклеиваться. Потому лучше покупать солнцезащитный экран, снабжённый не только угловыми фиксаторами, но ещё и центральными.

Размер солнцезащитного экрана тоже играет роль. Слишком малая панель будет не столь эффективна, а чересчур большая – отставать от стекла, и к тому же её сложнее монтировать.

Более масштабная вещь – автомобильный чехол из светоотражающего материала. Такая «одежда» уменьшает нагрев кузова, снижает урон от ультрафиолетового излучения для поверхности автомобиля, к тому же он меньше пылится. Для уменьшения риска похищения этой накидки лучше её использовать на охраняемых стоянках или в тех местах, где доступ посторонних к транспортному средству ограничен.

Но даже при отсутствии светоотражающих экрана или чехла можно воспользоваться некоторыми простыми и эффективными методами защиты кузова машины от перегрева:

  • чаще мыть автомобиль, так как чистые машины меньше подвержены нагреву, чем грязные;
  • перед поездкой «пробежаться» влажной материей по рулю и рычагу коробки передач;
  • светлая материя на торпедо или полотенце на руле уменьшат нагрев салона и защитят пластиковые элементы от выгорания.
  • использовать тонированные стёкла и оконные шторки, однако при нарушении правил их применения можно «попасть» на штраф.

Воздушное охлаждение

Если автомобиль оборудован кондиционером, то ему справиться с перегревом будет проще. Но и в этом случае владельцу машины желательно следовать нескольким несложным правилам.

Так, если планируется поездка в жару, то для начала из автомобиля нужно выгнать горячий воздух. Для этого приоткрывается пара окон по диагонали и запускается обдув салона без кондиционера. Спустя одну-две минуты окна можно закрыть, а кондиционер – включить. Главное здесь – не перестараться с охлаждением и не устанавливать экстремально низкие значения температуры, а то так и до простуды недалеко.

Когда в салоне автомобиля установится комфортный микроклимат, имеет смысл запустить режим рециркуляции, при котором кондиционер будет перемещать уже охлаждённый воздух, а не понижать температуру свежего. Но сразу делать этого не стоит, ведь пока внутри машины всё ещё находится зной, толку от этой функции не будет.

Однако штатные кондиционеры установлены далеко не во всех машинах, а уж системы климат-контроля – и подавно. Тогда владельцам автомобилей, лишённых такой роскоши, остаётся бороться с жарой подручными средствами. Например, намочить припасённую тряпку в воде и положить этот материал на воздуховоды, чтобы испаряющаяся влага хоть как-то освежала салон.

Если окна автомобиля с работающим кондиционером желательно держать в ходе поездки закрытыми, чтобы сберечь прохладу внутри, то ситуация с машиной, не имеющей этого агрегата, прямо противоположная. Потоки встречного воздуха – пожалуй, лучшее средство для охлаждения салона. Опять же, во избежание сквозняков желательно, чтобы во время движения окна были открыты по диагонали салона.

Также можно подключить ко двенадцативольтной розетке автомобильный вентилятор. Конечно, равноценную замену кондиционеру он не составит, но немного прохлады добавит.Ну, а размещение, по совету некоторых, бутылок со льдом рядом с дефлекторами особой пользы не принесёт, так как для достижения более-менее ощутимого эффекта подобных бутылок нужен ящик. Нежелательно и оставлять автомобиль с распахнутыми окнами на парковке возле торгового заведения. Такая машина – словно приглашение злоумышленнику вынести из неё всё, что «плохо лежит».

Двигатель закипел

А что, если тепло исходит не от кузова, а от технической начинки, точнее – силовой установки? Например, машина застряла в пробке, кондиционер работает на пределе, система охлаждения двигателя не успевает отводить тепло, и температура антифриза приближается к 100 градусам. К тому же, может загореться индикатор аварийного перегрева двигателя.

В такой ситуации для снижения тепловой нагрузки на систему охлаждения можно отключить у кондиционера внешний забор воздуха на 10–15 минут. Эти же меры могут быть полезны, если по соседству едет какой-нибудь чадящий грузовик. Ещё вариант – по возможности заглушить мотор и двигаться накатом.

Есть и более радикальный способ защитить мотор от перегрева – включить печку. Правда, пассажиры вряд ли оценят подобную заботу водителя об автомобиле. Особенно, если это происходит в летний зной.

С другой стороны, слабо нагревающаяся печка является признаком того, что горячий антифриз в неё не поступает, или этой жидкости недостаточно для нормальной работы обогревателя, что является ещё одним сигналом о неполадках в системе охлаждения двигателя.

Ну, а если автовладельцу этих намёков мало, то его должны насторожить более откровенные признаки перегрева мотора:

  • характерный запах выкипающего антифриза;
  • бьющий из-под капота пар;
  • внезапное возникновение детонации.
  • звон в моторе при нажатии на газ.

Внутренние причины перегрева

Повышение температуры антифриза может быть спровоцировано практически каждой деталью системы охлаждения двигателя. Наиболее распространенные неисправности, приводящие к такой ситуации:

  • неполадки радиатора – решаются путём его очистки, устранения протекания или замены всего агрегата;
  • вытекание антифриза из системы по причине её разгерметизации;
  • неисправный термостат или его клапан – в таких случаях требуется замена всей детали;
  • поломка помпы или неэффективная её работа, что отражается на циркуляции антифриза по системе охлаждения;
  • неполадки с радиаторным вентилятором;
  • деформация уплотнения камеры сгорания — установка причины разгерметизации обычно возможна только после частичной разборки мотора;
  • загрязнение антифриза или утрата им теплообменных свойств.

Кроме того, весной спровоцировать перегрев двигателя способны утеплители, установленные для защиты его от суровых морозов, или какие-нибудь заслонки, выставленные перед радиатором для сохранения тепла.

Экстренные действия при перегреве

Закипание антифриза происходит очень быстро, и даже всего несколько минут работы двигателя в таких условиях могут обернуться для него критическими последствиями. Поэтому при обнаружении первых признаков перегрева мотора автовладельцу желательно сразу предпринять несколько несложных шагов:

  • остановить машину на безопасном участке, если она едет, и заглушить мотор;
  • если нужно, включить «аварийки» и выставить соответствующий знак;
  • поднять капот и дождаться прекращения кипения мотора – в основном на это уходит 10-15 минут;
  • когда давление понизится, при отсутствии заметных признаков утечки антифриза открыть пробку радиатора и осторожно долить новый охладитель на смену выкипевшему;
  • вернуть пробку на место, завести мотор;
  • если антифриз не будет стремительно нагреваться, можно привезти авто в мастерскую для определения причины закипания охладителя и её устранения.

Ну а в случае быстрого нагрева обновлённого антифриза, автомобилю потребуется серьёзная диагностика.

Здесь следует предостеречь автовладельцев, норовящих открыть пробки расширительного бачка или радиатора сразу после остановки автомобиля и поднятия капота, не дожидаясь спада давления в системе охлаждения. Такая спешка чревата для водителя ожогами, а для машины – потерей порции антифриза, приводящей к ещё большему перегреву.

Также не стоит поливать разогретый двигатель водой, поскольку резкая смена температур может вызвать деформацию деталей агрегата. А вот радиатор полить разрешается.

Профилактика перегрева

Режим эксплуатации автомобиля оказывает неоспоримое влияние на степень риска перегрева двигателя. Например, привести мотор к закипанию могут частые поездки на пониженных передачах или высоких оборотах, особенно при наличии неисправностей у системы охлаждения.

Кроме того, для предупреждения перегрева двигателя рекомендуется следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также за её состоянием. Изменение цвета и запаха антифриза является сигналом к его замене, а при заметном снижении объёма этого вещества следует срочно отыскать место утечки.

Мойка радиатора и подкапотного пространства тоже не помешает. Но это нужно делать аккуратно, чтобы не залить электрооборудование или не сломать что-нибудь. Для старых машин желательна ещё и внутренняя очистка системы охлаждения с промывкой радиатора от накипи и ржавчины.

В ходе технического обслуживания автомобиля желательно проверить работоспособность помпы и состояние приводного ремня. Иногда стоит уделить внимание и температурному датчику, контролирующему работу вентилятора охлаждения.

Заключение

Автомобиль перегревается в основном по двум причинам – долгое нахождение на солнце и высокая температура двигателя. Если в первом случае машина может быть вполне себе «на ходу», то во втором явно имеет место неисправность, выявить которую в домашних условиях бывает затруднительно. В холодную погоду избыточное тепло, генерируемое транспортным средством, не так заметно. Но это не значит, что моторы закипают только летом.

Видео о причинах перегрева автомобиля:

Оцените статью
Добавить комментарий