В декабре 1935 года на ралли Лондон – Эксетер дебютировал первый четырехколесный автомобиль фирмы Morgan, широко известной до того своими трехколесными моделями
Британская фирма Morgan, известная сегодня своими оригинальными родстерами, представила этапный автомобиль модели 4/4 в декабре 1935 года, причем ни где-нибудь, а на соревнованиях, которые проходили между английской столицей и Эксетер – главным городом графства Девоншир.
Английский инженер, конструктор и предприниматель Генри Фредерик Стэнли Морган в 1910 году организовал компанию Morgan Motor Co., Ltd. Здесь он наладил выпуск недорогих трехколесных машин – фактически помесь автомобиля и мотоцикла. Подобные модели англичане называли тогда «сайлкары» и они пользовались неплохим спросом.
У детища Моргана спереди находилось два управляемых колеса, а сзади одно – ведущее. В передке машины красовался «голый», без какого-либо капота, V-образный однолитровый мотор. Простенький кузов был открытым, двухместным. Скорость этой малютки превышала 100 км/ч. Автомобили Morgan были очень дешевыми – ненамного дороже мотоцикла, и дела фирмы пошли вгору. В 20-е гг. число моделей выросло до семи, а ежегодный выпуск достигал 4 тыс. ед.
В середине 30-х гг. спрос на «трехколески» Моргана заметно подупал. И в конце концов изобретатель решился. Нужно было подумать и о четырехколесной версии. Производство такой машины началось в 1936 году. Учитывая этой принципиальное изменение, конструктор назвал машину подобающим образом: Morgan 4/4. Эти цифры и означали, что у машины, во-первых, теперь четыре колеса, а во-вторых, мотор о четырех цилиндрах.
По сравнению с трехколесными предшественниками, машина немного подросла в размерах, но все равно оставалась весьма компактной и легкой. На стальной раму из профилей Z-образного сечения был установлен простенький кузов с каркасом из ясеня, облицованный стальным листом. На случай непогоды можно было установить небольшой тент. Двигатель по-прежнему располагался спереди, но имел уже не воздушное, а водяное охлаждение, как и положено с радиатором. Он развивал мощность 35 л. с.
Оригинальной была традиционная фирменная передняя подвеска, разработанная еще в 1909 году для трехколесной модели. Она была независимой и ее упругими элементами являлись по две вертикальные винтовые пружины с каждой стороны, входящие друг в друга.
В 1950 году фирма Morgan выдает на гора очередную модель – Plus 4. Она стала куда более современнее на вид. Обрела выпуклую решетку фальш-радиатора и фары, наполовину утопленные между ней и крыльями. В таком виде автомобиль в общем-то выпускался долгие годы, хотя определенные внешние изменения, конечно, вносились. Так, в 1959 году появились тангентные (спицованые) колеса, которые крепились по-спортивному, то есть центральной гайкой, что обеспечивало их быструю замену. К ним добавились и дисковые тормоза. Мощность двигателей возросла с 36 л. с. (1,0 л) до 88 л. с. (1,6 л).
Автомобили Morgan не раз участвовали в различных соревнованиях. В 1962 году на спортивной версии в престижных гонках “24 часа Ле Ман” было завоевано первое место в классе машин 2,0 л. Средняя суточная скорость составила 151,22 км/ч.
В 1963 году на рынок было выведено купе с аэродинамическим кузовом из стеклопластика – Plus 4 Plus. Однако консервативные поклонники прежнего стиля встретили новинку в штыки – и за четыре года было продано лишь 26 машин. Так что все последующие модели были сделаны опять-такт в стили предшественников. Все вернулось на круги своя.
Читайте также:
Morgan создал джин с кусочками автомобилей – так и задумывали
Выпуск трехколесных автомобилей Morgan продолжался до 1952 года. А четырехколесные модели производятся и сегодня. Летом 2020 года была последний автомобиль со стальной рамой. На смену ей пришла алюминиевая платформа CX-Generation. За 84 года существования моделей со стальной рамой их было выпущено 35 тыс. ед. Они поставлялись в 65 стран мира. Сегодня компания выпускает две основные модели – Plus Four и Plus Six – cоответственно с четырех- и шестицилиндровым двигателями.