Правила удаления

По оценке минтруда, во время пандемии на удаленную занятость перебежали практически 6 млн человек, а это 11% трудоустроенных россиян. Остаться на удаленке могут до 5% работников.

Оказалось, что аспекты таковой формы занятости законом не урегулированы, отделам кадров пришлось действовать на собственный ужас и риск. Парламентарии в собственном законопроекте (посреди его создателей — спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко) попытались восполнить этот пробел. Его решающее 2-ое чтение, быстрее всего, состоится уже в осеннюю сессию, сказал «РГ» один из соавторов законопроекта, 1-ый заместитель управляющего фракции «Единая Наша родина» в Госдуме Андрей Исаев.

Правовые нюансы трудовых отношений специалисты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Документ вводит понятие комбинированной занятости (это когда человек может часть времени работать из дома, а другую часть проводить в кабинете). Сколько непосредственно дней в недельку, за месяц либо сколько рабочих часов отводить на кабинет, а сколько на работу вне кабинета, решают работодатели и прописывают в трудовых договорах. На данный момент таковая комбинированная занятость если и существует, то в рамках локальных трудовых договоров, а почаще всего по устной договоренности с начальством. Но в случае конфликта с начальником тот просто может обвинить подчиненного в прогуле. Обосновать, что начальник сам разрешил поработать из дома, фактически нереально.

Увлекательный момент касается рабочего места удаленного сотрудника. На данный момент нужно указывать, где непосредственно осуществляется дистанционная работа. В Госдуме считают это пережитком: «Рабочее пространство дистанционного работника может находиться всюду, где есть возможность применять сеть веб», — говорится в объяснительной записке к законопроекту. Другими словами можно хоть круглый год работать в домике у моря. Основное, чтоб там был размеренный веб и ничто не мешало человеку делать свои задачки.

Психолог поведала, кому противопоказана работа из дома

Законодатель желает очень защитить работников от безосновательных увольнений. По инициативе работодателя недозволено будет уволить служащих по таковым спорным основаниям, как отсутствие у работодателя достаточного размера работы, нецелесообразность предстоящего сотрудничества, изменение стратегии развития работодателя, решение гендиректора о расторжении контракта. В Госдуме считают это дискриминацией. Как и то, когда работодатели начинают загружать заданиями и деньком, и ночкой. Из-за этого, как считает Андрей Исаев, работники обязаны трудиться в режиме 24/7. Но рабочий денек должен регламентироваться, независимо от того, где человек трудится. Потому в определенные часы сотрудники имеют полное право без всяких последствий уходить в офлайн и не отвечать на звонки и письма с работы. А если они соглашаются быть на связи круглые сутки, тогда работодатель должен будет доплачивать им за сверхурочную работу.

Один из самых обсуждаемых вопросцев — должен ли работодатель оплачивать расходы на электричество, телефон, веб, амортизацию личной техники? Ведь в кабинете все это есть и всем можно воспользоваться безвозмездно, а дома человек платит за все из собственного кармашка. А если у него нет компа либо принтера — он их должен приобрести за свои средства либо распрощаться с работодателем? Из законопроекта следует, что компенсация личных издержек служащих — хорошая воля работодателя. «Работник вправе применять в рамках дистанционной работы свое личное оборудование, программно-технические средства, средства защиты инфы. В коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом представления выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовых договорах о дистанционной работе может предусматриваться порядок компенсации расходов, связанных с внедрением работником личного оборудования, программно-технических средств, средств защиты инфы», — конкретно таковая формулировка заложена в проекте.

В определенные часы сотрудники, работающие удаленно, получат полное право выключать ноутбук и не отвечать на звонки и письма с работы

Как отмечает зампредседателя Федерации независящих профсоюзов Рф (ФНПР) Александр Шершуков, все-же в этом вопросце обязана быть конкретика: обязана ли эта компенсация быть фиксированной либо ее размер будет устанавливаться в процессе переговоров меж работодателем, работником и представителями профсоюза (если он есть в организации).

Работодателям воспретят выслеживать, где трудятся сотрудники на удаленке

По его словам, ко второму чтению законопроекта необходимо ответить и на ряд остальных вопросцев. К примеру, несет ли ответственность работодатель за здоровье и жизнь работника, который находится на удаленной занятости. «Нужно, чтоб удаленная занятость не дублировала уже узнаваемый формат сдельной работы, когда работодателя тревожит лишь то, чтоб работа была выполнена, а в которых критериях ее производит работник, становится непринципиальным, — отмечает представитель ФНПР. — Есть разница меж повременной и сдельной работой, и соединять два вида данной работы недозволено. При удаленной занятости упор должен быть изготовлен на точном определении рабочего времени, в течение которого работник должен быть занят».

В минтруде, где законопроект философски поддерживают, уделяют свое внимание, что он приравнивает понятия «удаленная» и «дистанционная» работа. Быстрее всего будет нужно наиболее определенная их расшифровка ко второму чтению.

Началом удаленного рабочего денька быть может и время входа в рабочую почту, и время звонка на ресепшен компании

Как считать классические 8 часов работы, задается вопросцем проректор Денежного института при правительстве РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Александр Сафонов, который заходит в рабочую группу Русской трехсторонней комиссии. «Началом рабочего денька быть может и время входа в рабочую почту, и время звонка на ресепшен компании, — гласит он. — Но формы проверки присутствия на работе должны быть верно описаны. На данный момент неясно, как работодатель может инспектировать, чем занят его удаленный сотрудник. И может ли совершенно на легитимных основаниях это инспектировать». Также принципиально верно найти, что является весомой предпосылкой невыполнения задач работником: необорудованное рабочее пространство, отсутствие веба и телефонной связи, поломка оборудования.

Нужно найти предпосылки увольнения. Например, человек систематически не совладевает с заданиями. Но тогда эти задания должны быть официально оформлены или записаны на диктофон и пересланы сотруднику.

Не считая того, как отмечается в официальном отзыве правительства на представленный законопроект, нужно предугадать последствия отказа работника от дачи согласия на работу в режиме дистанционной занятости. Другими словами, как работодатель должен поступить с сотрудником, который по каким-то причинам категорически отрешается работать вне кабинета. Пока это загадка.

Удаленка — это настоящая работа в штате организации. Фото: Poike / iStockphotoМнение психолога

Кому работа на дому противопоказана

Инна Корягина, психолог, управляющий центра Esolang:

— Весьма тяжело дается работа вне кабинета тревожным, пугливым, истероидным, демонстративным, гиперактивным и неунывающим натурам. Им неоткуда подпитываться энергией либо сливать ее. Не подойдет это и тем, кто с трудом работает в критериях точных сроков. Кто не согласен, что жизнь — это неуправляемая стихия, и не умеет «ловить волну». Кто желает несуществующих стабильности и определенности.

Как у их?

Глобальная карантинная зона

Первыми шаг навстречу к дистанционной работе сделали наикрупнейшие ИТ-компании мира. Закрыли кабинеты для собственных служащих наиболее трети работодателей государств Персидского залива — ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и Кувейта. Не только лишь сами работодатели, да и правительства различных государств взяли инициативу в свои руки, приняв законодательные меры для ограничения распространения коронавируса на рабочих местах. К примеру, в Сингапуре, ставшем одним из образцов эффективности мер по предотвращению распространения COVID-19, еще до того, как была объявлена эпидемия, из дома разрешили выходить только по мере необходимости, за нарушение режима самоизоляции угрожал штраф до 7 тыщ баксов. Даже на данный момент, когда волна коронавируса пошла на спад, работодателям рекомендуется разрешать сотрудникам работать в кабинете, лишь если кандидатуры нет. В таковых вариантах должны быть внедрены смещенные рабочие часы, обеспечивающие единовременное нахождение в кабинете не наиболее половины служащих: с 8.00 до 17.00 — 40% персонала, с 9.00 до 18.00 — 20%, с 10.00 до 19.00 — 40%. Изменяться рабочими сменами строго запрещено.

Как опосля "удаленки" возвратиться в кабинет без стресса

Во Франции, где коронавирус был признан форс-мажором, разрешили работодателям без согласия служащих переводить их на удаленную работу. В Англии работодателей обязали проводить соответствующую оценку сохранности удаленного рабочего места тех работников, которые будут продолжать работать из дома длительное время. Проводится проверка 2-мя методами: работник может выслать фото собственного рабочего места, или проверяющий нанесет визит лично. Подобные правила действуют и в Южной Корее. Там, в согласовании с новенькими правилами, травма, приобретенная работником на домашнем рабочем месте, сейчас может служить основанием для выплаты компенсации.

Подготовила Евгения Акулова

Буковка закона

Надомная — не означает удаленная

В Трудовом кодексе есть положения, регулирующие надомную и дистанционную работу. Любому виду работы посвящена отдельная глава ТК. Но при всем созвучии ни та ни иная работа не являются той удаленкой, на которую почти все из нас перебежали с началом пандемии, отмечает ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и соц обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), кандидат юридических наук Татьяна Коршунова. А означает, действующие нормы не подступают.

Специалисты окрестили самые высокооплачиваемые работы на "удаленке"

Надомная работа подразумевает, что люди мастерят что-то на дому своими руками. К примеру, шьют шапки из материала заказчика. Это довольно старая норма, родом из прежних времен. «Что касается дистанционной работы, это другой вид работы: заключаем контракт, работник не возникает в кабинете, — гласит Татьяна Коршунова. — Мы можем обмениваться электрическими документами при заключении контракта. Другими словами работодатель и исполнитель могут совершенно не повстречаться вместе».

Дистанционные договоры нередко заключают, к примеру, копирайтеры (создатели текстов), корректоры, редакторы и т.п. Данные о дистанционной работе могут не отражаться в трудовой книге. Что все-таки касается удаленной работы, то это настоящая работа в штате организации. В какие-то деньки человек может трудиться из дома, в какие-то ему придется приехать в кабинет. Если дистанционного работника начальство может никогда не узреть, то с сотрудником, работающим на удаленке, придется время от времени пересекаться и в настоящем кабинете.

Как растолковал член Ассоциации юристов Рф Вячеслав Голенев, в силу событий правила удаленной работы складывались стихийно, и почти всем организациям приходилось, что именуется, на ходу выстраивать форматы работы. И если в критериях деяния ограничительных мер особенных заморочек не появлялось, в том числе и поэтому, что деятельность почти всех организаций была сокращена либо приостановлена, то в перспективе могут появиться спорные ситуации. К примеру, как юридически зафиксировать рабочее время для сотрудника на удаленке? Организация обязана обосновать надзорным органам, что человеку не напрасно начислена заработная плата, он вправду работал, и эти восемь часов в денек реальное рабочее время. А кадровым службам придется разламывать голову, как в предстоящем оформлять тех служащих, которые продолжат работать в удаленном режиме. Возникает вопросец и выплаты премий, и дисциплинарных наказаний. Можно ли наказать сотрудника за прогул, если тот полдня не отвечал на звонки шефа? Ответа пока нет.

Подготовил Владислав Куликов

Источник: rg.ru