Установка ГБО – все плюсы и минусы газа

Особенности работы и основные нюансы установки ГБО на автомобиль: ключевые достоинства и недостатки системы. Видео об установке ГБО на Ладу Калину.

Постоянный рост цен на продукты нефтеперерабатывающей промышленности заставляет автовладельцев искать альтернативные решения. Среди них – установка ГБО на машины с бензиновыми двигателями. Но подобный апгрейд имеет как преимущества, так и негативные стороны. Поэтому перед монтажом газобаллонного оборудования следует взвесить все «за» и «против», а также ознакомиться с возможными нюансами предстоящей переделки.

Ключевые достоинства ГБО

Для заправки автомобилей с ГБО используют 2 типа газа:

  • сжиженный нефтяной (пропан-бутановый состав);
  • компримированный (сжатый) – метан.

Из-за различных показателей давления при транспортировке и хранении горючего агрегаты для транспортных средств различаются устройством. При этом принцип их действия практически идентичный.

1. Стоимость топлива и увеличенный запас хода

Основной аргумент в пользу переделки бензинового авто под ГБО – это экономическая составляющая. Средняя стоимость пропана на 55-60% ниже стоимости бензина. Метан дешевле на 60-65%. В зависимости от региональных особенностей ценники могут меняться.

Финишная стоимость переоборудования бюджетного авто с 4-цилиндровой силовой установкой и запасом мощности до 150 л. с. на пропановое ГБО составляет 35-50 тыс. руб. Идентичная система, рассчитанная под использование метана, стоит примерно 50-65 тыс. руб., что связано с дороговизной резервуара для хранения. Оснащение авто с более мощными моторами обойдется дороже.

Поэтому при желании получить мгновенную экономию следует внимательно оценить все финансовые вложения на приобретение, установку, оформление и обслуживание аппаратуры. При незначительных пробегах в месяц/год период окупаемости оборудования серьезно затянется. Для оправдания расходов машине нужно проезжать не меньше 1500 км в месяц с потреблением топлива от 10 л/100 км пути. Для расчета окупаемости можно воспользоваться специальными калькуляторами.

Не менее важным плюсом газобаллонного оборудования является увеличенный запас хода, что связано с возможностью использования 2 модификаций «голубого горючего». Это по-особому важный пункт для продолжительных поездок и путешествий по дорогам с нестабильным дорожным покрытием.

2. Корректное функционирование и рабочий ресурс ДВС

Метан и пропан обладают высшим октановым показателем, чем бензин (около 105-110), что сокращает детонационные нагрузки и способствует мягкой работе двигателя. Кроме того, газ сгорает более равномерно, поскольку быстрее и качественнее формирует топливно-воздушную смесь, уменьшая негативные воздействия на цилиндры и поршни. Подобная особенность сокращает механические шумы и вибрацию мотора.

В процессе сгорания топлива формируется небольшое количество отходов. Это значит, что установка ГБО снижает интенсивность загрязнения моторного масла примесями и абразивными частицами, а также продлевает срок службы важных узлов силового агрегата.

Поскольку переделка устраняет эффект смывания пленки масла с поверхности цилиндров, это положительно влияет на эксплуатационный термин цилиндропоршневой группы.

Сгорание газа занимает больше времени чем горение бензина. Кроме того, процесс осуществляется с высокой температурой, что повышает риск прогара клапанов. Но грамотная настройка газобаллонного оборудования и монтаж вариатора УОЗ полностью исключает такие неприятности.

3. Экологическая чистота

Не секрет, что газ является экологически чистым топливом с незначительным воздействием на окружающую среду. Это делает его незаменимым источником энергии, особенно в крупных населенных пунктах с обилием транспортных средств и людей.

В составе выхлопных газов, которые выделяются при горении СНГ/КПГ, содержится в 10 раз меньше токсических веществ, чем в бензине или дизельном топливе. Кроме того, такая особенность уменьшает негативное влияние на катализатор и выхлопную систему.

Для отдельных административных центров РФ предусмотрены сниженные налоги на машины с ГБО.

4. Безопасность

Многие автовладельцы отказываются от установки ГБО на свое транспортное средство по причине страха взрыва баллона – их позиция подкрепляется десятками соответствующих видеороликов из Интернета. Количество подобных ситуаций растет пропорционально числу машин с ГБО на дорогах. Однако в 100% случаев к взрыву приводит халатное отношение водителей к эксплуатации оборудования. К самым распространенным ошибкам, которые могут спровоцировать взрыв, относят:

  • монтаж подержанных баллонов, у которых истек термин эксплуатации или которые не были вовремя переосвидетельствованы;
  • несоблюдение базовых правил установки и обслуживания оборудования;
  • покупка не прошедших сертификацию, низкокачественных или устаревших деталей для системы;
  • отклонение от сроков технического обслуживания агрегата.

Если подобные погрешности не допускаются, взрывоопасность ГБО сводится практически к нулю. В системах 4-го поколения присутствует прогрессивная защита от таких происшествий, которая исключает риск аварии.

Основные недостатки установки ГБО

Но кроме важных достоинств, газобаллонное оборудование на автомобиле имеет и недостатки. Важно проанализировать их до переделки топливной системы своего транспортного средства.

1. Сокращение полезного объема багажного отделения

Важным нюансом, который отталкивает многих автовладельцев от использования ГБО, является отсутствие в машине специального пространства для размещения резервуара с топливом. Монтаж баллонов неизбежно приводит к уменьшению свободного места в багажнике. Проблема усугубляется на многих легковых машинах, где нет возможности закрепить емкость под днищем кузова.

Для частичного решения этой проблемы используют тороидальные пропановые баллоны, которые ставятся в нишу запасного колеса. Но в таком случае придется отказаться от перевозки запаски или постоянно держать ее в багажнике, что тоже сопровождается дискомфортом.

Помимо этого, размещение цилиндрического резервуара в багажнике исключает возможность свободной трансформации заднего ряда сидений. В машинах с кузовом хэтчбек или универсал такая особенность крайне нежелательна.

По удобству компоновки ГБО оптимально подходит для коммерческих транспортных средств. В автобусах или грузовиках предусмотрены места для фиксации баллонов за пределами полезной площади в салоне (за кабиной, на раме и т.д.). При этом вес таких изделий по отношению к массе авто намного меньше, чем в легковых моделях.

2. Увеличение массы автомобиля

Среднестатистический баллон (без газа) объемом 50 литров весит около 30-31 кг. Цилиндрические баки с идентичной вместительностью немного легче – 20-21 кг. При этом толстостенные емкости для метана тяжелее, поскольку КПГ топлива находится под давлением в 200 атмосфер, а пропан-бутановая смесь – 12-15.

Поэтому пустой метановый баллон будет весить около 60 кг, а бак – 40-42 кг. Несомненно, в продаже есть и облегченные модификации емкостей, но по поводу их надежности пока ведутся дискуссии.

Помимо того, что сами баллоны обладают внушительным весом, дополнительную нагрузку на элементы ходовой части оказывают и другие составляющие ГБО. Избыточная масса сокращает показатели грузоподъемности авто, что является критической проблемой для коммерческих машин.

3. Необходимость регистрации оборудования

С учетом технического регламента «О безопасности транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который был установлен и опубликован в 2015 году, переделка авто на ГБО-систему является изменением внутреннего устройства ТС и сопровождается необходимостью повторной регистрации авто.

Процесс регистрации оборудования состоит из нескольких стадий и занимает большой промежуток времени. Все вложения на легализацию системы тоже входят в группу расходов.

4. Сопутствующие затраты

Если вы считаете, что сможете поставить ГБО и забыть о нем навсегда, это глубокое заблуждение. Систему нужно регулярно обслуживать, чтобы она была экономичной и безотказной в работе.

Большинство водителей совмещает уход за ГБО с плановым обслуживанием транспортного средства. Интервал между посещением сервисов сводится к 10-15 тыс. км пробега. Точный промежуток времени определяется качеством используемого топлива.

Во время ТО необходимо проводить:

  • замену фильтров;
  • диагностику, поиск и решение возможных проблем, связанных с утечкой газа;
  • проверку исправности ДВС и ГБО;
  • регулировку форсунок.

Для ГБО 1-2 поколения нужно периодически сливать накопившийся конденсат в редукторном блоке. Как и другие агрегаты, ГБО обладают заявленным эксплуатационным ресурсом, поэтому если он подходит к концу, нужно заменить или отремонтировать комплектующие. В большинстве случаев работы сводятся к замене резиновых компонентов (уплотнителей, магистралей, диафрагмы редуктора).

5. Негативное влияние на двигатель автомобиля

Продолжительная и интенсивная эксплуатация автомобилей с ГБО ухудшает динамику транспортного средства на 5-15%. Такая неприятность ощутима только на двигателях с небольшим объемом. Выпуски средней и высокой мощности лишены этой проблемы. Поэтому в случае правильного выбора, установки и настройки оборудования потеря динамичности и негативный вред для мотора будут минимизированы.

Газовые заправки менее распространены, чем бензиновые и дизельные. При этом нехватка пропановых АГЗС встречается только в малонаселенных поселках или между отдаленными населенными пунктами.

В последнее время замечается положительная тенденция, направленная на расширение сети заправок. Этому способствует отсутствие необходимости многомиллионных инвестиций в постройку станции.

Ситуация с газонаполнительными компрессорными системами обстоит немного хуже. Автомобилей с метановым оборудованием намного меньше, чем с пропановым. Основная часть таких транспортных средств – коммерческие машины. Да и для постройки АГНКС нужны внушительные финансовые инвестиции. Поэтому заправиться метаном на шоссе или в небольшом поселке практически невозможно.

Помимо этого, процесс заправки баллона сжатым метаном сопровождается затратами времени.

Основные правила ухода за газовым оборудованием в автомобиле

Несмотря на то, что система ГБО 4-го поколения работает в автоматическом режиме, некоторые действия со стороны водителя неизбежны. Они позволят продлить рабочий ресурс двигателя и других узлов транспортного средства.

Для примера, чтобы мотор работал корректно, а редуктор-испаритель не был поврежден, запуск силового агрегата нужно производить только на бензине. Это требование приобретает особый смысл в условиях отрицательных температур на улице. 2-е поколение ГБО оборудовано опцией принудительного запуска мотора на газе.

Чтобы сохранить работоспособность форсунок и бензонасоса, нужно следить за наличием топлива в баке. В противном случае без надлежащей смазки и охлаждения детали будут выведены из строя.

При регулировке параметров ГБО нужно поставить ограничения на высокие обороты, поскольку при таких показателях «голубое топливо» становится малоэффективным. Попытки обогнать попутные автомобили могут привести к аварийным ситуациям.

Кроме того, нельзя ставить автомобиль с утечками газа на закрытой парковке или в закрытом боксе.

Заключение

Так стоит ли оснащать авто ГБО, или лучше отказаться от такой переделки? При всех преимуществах и недостатках ГБО является неплохим вариантом для снижения расходов на топливо. Но его рационально устанавливать при внушительных пробегах, поскольку при периодической езде по городу такие инвестиции себя не оправдают.

Видео об установке ГБО на Ладу Калину: